Текущее время: 25 май 2019, 21:19




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 65 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5
 Дайджест-статьи "На досуге..." 
Автор Сообщение
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2009, 05:46
Сообщения: 8500
Сообщение Re: Дайджест-статьи "На досуге..."
Антон Степнов, Полина Еременко

Аффект присутствия

Виртуальную реальность можно сделать совсем убедительной. Для этого нужен простой трюк



Перед тем как приступить к работе, американский психолог Кэтлин Армел из Калифорнийского университета просила студентов не делать резких движений. Сначала это было несложно: усадив очередного добровольца за стол, женщина начинала постукивать пальцами по его кисти. Так проходило несколько минут - молодой человек успокаивался и переставал обращать на эти действия внимание. И тут психолог резким движением выкручивала студенту пальцы.

Опыт Армел выглядел жестоко, но на самом деле ни одного человека не пострадало. Психолог отгибала пальцы на резиновой конечности, которая лежала перед подопытным. Свою настоящую руку он не видел - ее скрывала перегородка на столе. Но добровольцы все равно испытывали стресс - они мгновенно забывали про инструкции и как ошпаренные отдергивали руку. «По глазам было хорошо видно, что они пугались, - вспоминает Армел. - Потом многие нервно смеялись». А два особо впечатлительных студента даже уверяли ее, что действительно чувствовали боль.

Секрет фокуса прост. Прикасаясь к муляжу, психолог одновременно трогала своих подопечных за скрытую от глаз живую руку. Пара таких движений - и возникала иллюзия, что муляж это и есть рука. Семь лет назад Армел доказала, что на такой трюк попадается большинство людей, а совсем недавно подобным иллюзиям нашлось и практическое применение. В эксперименте Мэла Слейтера из Университетского колледжа Лондона роль резинового муляжа играл смоделированный на компьютере персонаж. Прикасаясь к плечу путешествующих в виртуальной реальности людей, ученый заставил их почувствовать себя в теле вымышленных героев. Возможно, эту технологию уже совсем скоро начнут применять в медицине.


ДЕВОЧКИ, ЖИВУЩИЕ В СЕТИ

Участникам эксперимента Слейтера предстояло сменить пол - разумеется, виртуально. Двадцать четыре мужчины надели специальные очки и увидели мир глазами маленькой девочки. Они перенеслись в небольшую комнату. В ней стоял стол, шкаф, диван, кругом были разбросаны игрушки, а в камине горел огонь. Но главное - в комнате стояло огромное зеркало, в котором можно было увидеть отражение своего «аватара».

У добровольцев было мало времени, чтобы изучить помещение, - они находились там не одни. Рядом стояла взрослая женщина, поведением которой управляла компьютерная программа, и участники опыта смотрели на нее снизу вверх. В какой-то момент женщина начинала тормошить девочку за плечо, а Слейтер одновременно проделывал то же самое со своими подопечными. Это продолжалось долго - ученый ждал, пока в их мозгу возникнет иллюзия и они начнут чувствовать свои виртуальные тела.

Потом женщина убирала руку, и участники эксперимента решали, что их оставили в покое. Но тут виртуальная девочка неожиданно получала звонкую пощечину - мужчины хорошо слышали этот звук в наушниках. Вскоре женщина наносила еще два удара. За этой сценой добровольцы наблюдали уже не глазами ребенка, а со стороны. «Мы с коллегами подумали, что будет слишком жестоко заставлять участников опыта смотреть на все это от первого лица», - рассказывает Слейтер. Во время первого удара его добровольцы как будто вылетали из тела ребенка, зависая под потолком. «Трюк с перемещением всех очень впечатлил, - вспоминает ученый. - Один человек признался мне, что это было мистическое переживание - как будто душа внезапно покинула тело».

Впрочем, перед тем как взлететь под потолок, мужчины все равно успевали порядочно перепугаться. Они рассказали Слейтеру, что вид женщины, которая вот-вот отвесит пощечину, вызывал у них самый неподдельный страх. Ученый в таких признаниях и не нуждался - он следил за уровнем стресса с помощью датчика сердцебиения.

Слейтер решил убедиться, что именно ощущение прикосновения заставляет людей сживаться с виртуальными персонажами, и повторил опыт с новой командой добровольцев. На этот раз ученый прикасался к их плечу невпопад - в те моменты, когда с виртуальным телом ничего подобного не происходило. На этот раз участники эксперимента не испугались пощечины. Эта сцена для них была не страшнее мультфильма.


ЛЕКАРСТВО ОТ ФОБИЙ

У тех же, кто попадал под действие такой иллюзии, не получалось ее быстро развеять. Как это может быть, показал в своем эксперименте первооткрыватель эффекта «резиновой руки» - психолог Мэтью Ботвиник из Университета Питтсбурга. Сначала ученый показывал добровольцам этот, ставший классическим, фокус, а потом просил их выполнить еще одно, совсем простое задание. Закрыв глаза, участники опыта дотрагивались пальцами правой руки до левой - за которую они еще недавно принимали муляж. С первого раза получалось не у всех. Люди промахивались не случайно - их пальцы сами тянулись немного левее, чем было нужно, туда, где раньше лежала резиновая рука. «Существование таких иллюзий заставляет пересмотреть наши представления о том, как человек воспринимает самого себя, - размышляет Слейтер. - Связь мозга с телом оказалась менее прочной, чем мы могли себе это представить».

Работа Слейтера вызвала восторженные отклики. «В последнее время все только и занимаются тем, что создают как можно более сложные виртуальные пространства. Наконец-то мы начали думать о самих путешественниках», - говорит шведский нейрофизиолог Хенрик Эрссон, известный специалист по виртуальной реальности.

Он уверен, что передача тактильных ощущений - это как раз то, чего не хватает современным компьютерным технологиям. «Столь популярные сейчас социальные сети на самом деле только отдаляют людей друг от друга, - рассуждает Эрссон. - Настоящее общение невозможно без прикосновений, тех же рукопожатий».

Слейтер с этим согласен. Он продолжает совершенствовать свою методику и уже придумал способ, позволяющий автоматизировать его эксперименты. Теперь Слейтер использует устройства, которые закрепляются на теле добровольца и в нужный момент создают ощущение прикосновения. «Я пока помолчу о том, для чего мы собираемся все это применять, - говорит ученый. - Сначала нужно получить патенты».

Одно из возможных практических применений - медицина. Все больше исследователей подумывают о том, чтобы использовать виртуальную реальность для лечения психических расстройств. Психиатры из больницы «Сент-Маргерит» в Марселе хотят применять эту технологию, чтобы избавлять людей от клаустрофобии. Они собираются погружать пациентов в виртуальную реальность, где люди постепенно учились бы не бояться замкнутых пространств. Если человек будет чувствовать еще и прикосновения (например, стен в крошечной комнате), то тренировка станет более эффективной.

Еще такая технология не помешала бы испанскому психологу Кристине Ботелье. Она рассчитывает использовать ее для лечения патологической боязни насекомых и пауков. Сейчас ее разработка выглядит так: надевший специальные очки человек видит, как по его телу начинают ползать тараканы. Для полного реализма здесь не хватает тактильных ощущений.

http://www.runewsweek.ru/science/34394/


30 май 2010, 21:39
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 май 2009, 00:24
Сообщения: 13477
Сообщение Re: Дайджест-статьи "На досуге..."
О жизни в тибетском монастыре

С глубокой древности поиск мудрости на Востоке связан с поиском учителя, наставника, ламы. Такие мудрые люди есть и сегодня. Более того, до сих пор существуют учебные заведения, где можно, пройдя специальное обучение, стать ламой, — тибетские монастыри. Об особенностях такого обучения мы беседуем с тремя монахами из тибетского монастыря Дрепунг Гоманг, ныне расположенного на территории Индии. Двое из них — Джампа Санге и Церинг Мунцог — тибетцы, а Мутул Овьянов — калмык, уехавший в Индию учиться. Он и стал нашим переводчиком.

Скажите, почему современный человек уходит в монастырь?

Церинг Мунцог: Я уже в детстве очень хотел стать монахом. В наших местах было много монахов, которые показывали на своём примере, как правильно жить и правильно относиться ко всему, что тебя окружает. Поэтому и я с детства хотел стать монахом. И в 14 лет стал им.

Джампа Санге: А я стал монахом в Тибете, в семь лет. В детстве мама очень часто водила меня в монастыри, и я видел, как монахи проводят дебаты, дискутируют. Мне эти дебаты очень нравились, и тогда я захотел стать монахом. И мама не была против.

Мутул Овьянов: Ну, я-то поздно, после армии, стал монахом. Это российская действительность, жизнь такая тяжёлая...

В детстве я хотел помогать людям, только обычно думаешь, что людям помогает материальное. И я много размышлял над этим, сначала хотел даже стать экономистом, но в старших классах начал понимать, что никакими деньгами, никакими большими фирмами человеку по-настоящему не поможешь. Ведь бывают такие страдания, душевные проблемы — по-моему, они самые главные, — что материальным их не решишь. Например, бывает, люди внезапно умирают, и тяжело смотреть на детей, когда они остаются без родителей, теряют моральную поддержку, которая им необходима. И никак не возместишь это...

Потом я видел монахов (к нам в Калмыкию уже приезжали тибетские монахи), начал книги читать. Пришёл к выводу, что буддизм — прекрасное учение, которое может помочь избавиться от страданий. Я раньше не верил, как это можно вообще избавиться от страданий и всегда быть счастливым? И решил сам всё изучить, не в переводах на русский или английский, а на тибетском, основном языке учения. Решил выучить тибетский и самостоятельно всё изучить, понять и, если это правда, реализовать на практике.

Постепенно пришёл к выводу, что нужно стать монахом: это самый хороший способ для практики буддийского учения. Вот тогда у меня появилось сильное желание изучать буддийскую философию, и я уехал в Индию.

Можете ли вы рассказать о самом обучении в монастыре? Есть такое представление, что монахи только читают молитвы...

Не каждый день, но обычно, если бывает в дацане общий молебен, на него все собираются в дугане в 5.30. Если общего молебна нет, то уже к 6.00 утра все встают и начинают учить наизусть тексты. Новички изучают обрядовую службу — молитвы, которые читают именно в этом дацане. Те, кто постарше, уже изучают философию, заучивают наизусть трактаты по своему курсу. В 6.00 завтрак. Потом до 9.00 утра повторяют то, что вчера изучили с учителем, всё это просматривают, чтобы в 9.00 выйти на дебаты. До 11.00 дебаты, в 11.00 обед до 12.00. С 12.00 до 17.00 у каждого своё время: кто-то ходит к своему учителю на уроки по философии, или по грамматике, или по правописанию. У некоторых в этот промежуток вмещается по пять уроков. С 17.00 до 18.00 ужин, и с 18.00 до 23.00 вечера дебаты. После дебатов молодые сдают своим учителям то, что утром учили наизусть, а остальные снова просматривают то, что было на дебатах.

А что же остается на сон?

Обычно в 23.00 всё заканчивается. Первыми уходят старшекурсники (курсов всего 15), они идут вниз, смотрят на нижние курсы — как те дискутируют, — иногда помогают, иногда сами отвечают на вопросы. И так вниз, вниз, вниз... и всех проходят. Это специально делается, чтобы старшие помогали младшим и сами вспоминали пройденный материал. И так до 24.00 ночи. Некоторые на дебатах остаются до 2.00 ночи. Многие старшие монахи только после двух засыпают, а в шесть уже завтрак, и если не пришёл, то завтрака нет.

Местные индусы тоже часто говорят: «Вы только молитесь, и всё, больше ничего не делаете». Когда их специально приглашают в монастырь, чтобы они походили и всё сами посмотрели, они видят, что это совсем не так.

Так жить очень интересно! Интересно узнавать буддийскую философию, она уже не как религия, но как наука воспринимается.

А дебаты, диспуты — что это такое? Как они проходят?

На каждом курсе мы изучаем определённые темы и их обсуждаем. Например, есть книга, взятая за основу. Но есть и другие точки зрения. И когда мы изучаем определённую тему, возникают спорные вопросы, и на этом строятся дебаты.

Кого с кем?

Монахов между собой. Когда дискутируешь со старшекурсниками, у которых знаний больше и опыта, они иногда могут так объяснить, что ты так раньше и не считал. Они очень хорошо

логически подкованы, потому что логику четыре года изучают.

А что для вас самое трудное?

Труднее всего всегда быть на одном уровне с однокурсниками, не отставать. Потому что отстать или на второй год остаться, отстать от тех, с кем столько лет учился, — это морально тяжело. Остальные трудности второстепенны.

Ну и сам процесс обучения труден, потому в буддийской философии много того, чего не знаешь, когда начинаешь её изучать.

Ещё экзамены тяжёлые. Например, если у тебя один пропуск, не хватает одного посещения, ты на второй год остаёшься, и никого не подкупить. Недавно в монастырь пришли учиться 100 человек, и только за первый год больше 70 отсеялись, потому что с каждым годом требования усложняются. Есть экзаменационный билет, на нём наверху ярлычок, где пишешь номер: свой курс, своё имя, на билете пишешь ответы, потом ярлычок отрывается, секретарь его отбирает, и на билете остаётся написан только твой класс. Экзаменатор не знает, чей листок проверяет, не может никому по знакомству баллы добавить.

А какие предметы вы изучаете?

Первые четыре года логика, потом шесть лет праджня-парамита , потом два года Мадхъямики , следующие два года метафизика и ещё два — монашеская дисциплина. А если на самое высокое звание сдавать, то ещё шесть лет экзамены по всем этим предметам. Если же ты, например, экзамены завалил, то всё, больше уже никогда не сможешь защититься на геше-лхарамбу — доктора философии.

То есть пересдать нельзя?

Нет. Мы как сапёры. (Смеются.)

А специализация какая-то бывает?

Нет. У нас только философия. Три самых больших тибетских монастыря очень большой упор всегда делали на философию. И на них сегодня держится вся философия. Потому что, например, когда проводится ритуал, то необходимо разъяснить зарождение Бодхичитты, или пустотность. А это объяснение в Индии веками ковалось, просто так не объяснишь, дескать, «вот банка пустая».

В монастыре 5000 человек. Как найти со всеми общий язык? Как сосуществовать вместе? Ведь человеческие взаимоотношения непростые. Бывают ли в монастыре споры, ссоры?

Да, такое случается, обычно среди молодых монахов. Но тогда их наказывают. Блюститель дисциплины, который выбирается на один год, следит за всем монастырём, и если человек провинился, то он может отправить его на работу на кухню.

И при этом отстаёшь от своей программы?

Да, целый день работаешь, ничего не изучаешь, чистишь картошку, моешь посуду...

Но у каждого монаха есть домашний учитель, который рассказывает ему о монашеской жизни, о правилах поведения. Можно сказать, что он заменяет ему родителей, мать и отца, и может объяснить какие-то вопросы и пресечь какие-то неправильные действия.

А за что могут отчислить из монастыря?

Например, за футбол.

Нельзя играть в футбол?

Конечно! Вы же знаете: когда играешь в футбол, азарт появляется, страстное желание победить, выиграть... На этом фоне могут иногда неприятные моменты произойти между монахами.

А есть ли какое-то время для отдыха?

Каждый понедельник — выходной!

То есть в понедельник ты можешь заниматься своими делами?

Да, в общежитии в комнате своей полы помыть, постираться (машинки стиральной в монастыре нет). Дальше работа по монастырю: во дворе убираться нужно, во всём общежитии генеральную уборку сделать. На понедельник это оставляешь.

Опять же кто-нибудь из знакомых звонит, просит провести молебен для них, это тоже оставляешь на понедельник. Иногда бывает нужно съездить в библиотеку другого монастыря, если привезли какую-то новую книгу, её купить надо. И обычно понедельник тоже бывает насыщенный.

У монахов могут быть какие-то личные вещи?

Книги, кровать, стол, стул, настольная лампа, одежда. Одежды три комплекта, и то только монашеская. Можно купить железную книжную полку, если книг много. Вот у меня мало книг, где-то около трёхсот, а у некоторых очень много.

Но они занимают много места...

Да, вот полочку купишь железную и складываешь на неё книги.

А на что купишь, на какие деньги?

Деньги родные присылают, друзья, знакомые. Или кто-нибудь делает подношение.

А когда проходит время, пятнадцать курсов, кто-то сдаёт на геше-лхарамбу, кто-то нет... Что дальше? Монах остаётся в монастыре?

Да, кто-то остаётся в монастыре. Они обычно преподают. Некоторых забирают — приглашают работать в разные страны. Бывает по монастырю административная работа. Некоторые уходят в горы медитировать.

Ещё один вопрос. Как представляет западный человек, чтобы буддист был успешен, он должен абсолютно доверять своему учителю. Есть много историй о том, как ученики-буддисты беспрекословно следуют каждому слову учителя, даже бросаются в пропасть, если он этого хочет. Такие отношения — легенда или реальность?

Сначала ученик должен проанализировать действия того человека, у которого хочет учиться. Если он соответствует определённым характеристикам, тогда можно выполнять все его указания. Но обычно, если учитель встал на путь Бодхисаттвы, тогда, что бы он ни сказал, можно выполнять, потому что плохого он никогда не посоветует.

А если вы, плохо проанализировав, доверитесь человеку, у которого небольшие достоинства и который слаб в практике учения, тогда это будет тяжело, потому что он может посоветовать не то, что нужно, пользы от этого не будет. В основном, конечно, всё зависит от ученика: что посеешь, то и пожнёшь, — самому нужно выбирать очень хорошо. Даже Будда говорил: «Оттого что я Будда, нельзя принимать на веру то, что я говорю». Всегда надо анализировать. И никаких авторитетов...

Никаких авторитетов?.. Но ведь мы видим огромное уважение и преданность учеников своим учителям, или это что-то другое?

Конечно, преданность и уважение нужно оказывать учителю. Например, первого учителя, который познакомил тебя с буддийским учением, очень много объяснил, раскрыл тебе глаза на многие простые вещи, которые выглядели совсем по-другому, — ты кончено будешь уважать, тем более что он делал это всё бескорыстно. Твои преданность и доверие просто будут расти.

Вопросы задавал Вадим Карелин


Из рассылки «Человек без границ. Самое интересное в культуре и науке.»


14 июл 2010, 21:41
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 май 2009, 00:24
Сообщения: 13477
Сообщение Re: Дайджест-статьи "На досуге..."
Драконы: миф или реальность?

В нашем сознании драконы ассоциируются с гигантскими крылатыми монстрами, наделенными волшебными свойствами и традиционно стерегущими несметные сокровища. Представления о них на протяжении почти всех веков бытуют почти у всех народов мира. Древние мудрецы и философы, снискавшие собственными трудами уважение и доверие современников, считали драконов полностью настоящими существами. Как ни странно, однако и сегодняшние исследователи собрали немало свидетельств правоты наших предшественников.

В самом деле, описания этих монстров в разных культурах отличаются друг от друга. Своеобразную коллекцию таких описаний собрал еще в 1863-1864 годах Роберт Чамберс в своем труде "Книга дней". Он нашел, в частности, упоминание о драконе, как о звере, "стоящем на двух ногах с распластанными крыльями". В этом существе можно усмотреть австралийскую ящерицу, бегающую на двух ногах с раздутыми "оборками" на шее. Такую особенность имели и некоторые виды динозавров. Однако ящерицы не могли быть устрашающе громадными, а динозавры уже давно не существовали в те времена.

Иногда драконов описывают как огромных змей, подобных питонам или боа. Древнеримский историк и писатель Плиний Старший писал: "Дракон - самая крупная змея из всех существующих. Ее сила не в зубах, а в хвосте, которым она убивает свою жертву. Даже слоны уступают дракону по мощи. Он может притаиться у тропы и ждать, когда слоны пойдут на водопой. Выследив одного из них, дракон обвивает ноги слона своим хвостом, завязывает его узлом и держит жертву, пока та не погибнет". Подобным образом душат свою жертву питоны и анаконды, размеры которых, по рассказам путешественников, достигают 20 и даже 35 метров. Известен случай гибели от анаконды сэра Петера Лоши. Несчастного обвила эта огромная змея и проглотила.

Не исключено, что во времена первобытного человека динозавры еще бродили в удаленных районах нашей планеты. Встречи людей с этими чудищами могли послужить сюжетами для мифов о драконах. Некоторые нынешние ученые даже допускают существование динозавров в наши дни.

В конце XIX века стали поступать сообщения о драконах из Новой Гвинеи. Их описания наводили на мысль о драконах острова Комодо в Индонезийском архипелаге. Однако 8-метровые гвинейские чудовища были больше трехметровых индонезийских и вызывали законное сомнение в их существовании. Сомнения кончились после поимки "юного" гвинейского дракона, имевшего длину около двух метров. Зоологи определили, что по достижении зрелого возраста он вполне мог бы вырасти до 8-10 метров!

Свидетельства XX века.

В 1917 году американский пилот, пожелавший остаться неизвестным, сообщил журналистам, что, совершая полет на большой высоте, он видел крылатого дракона, летевшего прямо на его самолет. Пилоту, к счастью, удалось избежать столкновения. Этот случай лег в основу рассказа Артура Конан Дойла "Ужас на высоте". Более впечатляющий эпизод произошел в Кроуфордсвилле в штате Индиана (США). Местный чиновник Г. Свитцер, его жена и несколько горожан видели дракона длиной 6 метров и шириной 2,5 метра, летевшего на высоте 30 метров. Специалист по аномальным явлениям Винсент Гаддис расследовал этот случай и в апреле 1994 года доложил свои результаты журналистам. Как оказалось, чудовище появлялось над городком в последующие две ночи, причем во вторую ночь его видели уже сотни горожан. Дракон летел на высоте ста метров, шумно хлопал крыльями и издавал резкий свистящий звук. В какой-то момент монстр спикировал на ошарашенную толпу и многие почувствовали его "горячее дыхание" (!). Любопытное свидетельство принадлежит также очевидцу дракона Р. Добсону. Рано утром он стоял на вершине холма у шоссе Джеффер-сона и вдруг увидел в небе над своей головой "чудовищного монстра с пылающими глазными яблоками и широко открытым ртом, из которого свисал пылающий огнем язык". В вышедшей в 1998 году книге "Экскурс в южную часть Мэриленда" упоминается случай наблюдения дракона в 1998 году на берегу реки Патак-сентженщиной по имени Элен Кэй.

Стрельба по ящеру.

Пожалуй, наиболее подробное описание встречи с драконом или с существом, похожим на него, было опубликовано в американской газете "Доусон Дейли Ньюс" за 17 сентября 1983 года. Происшествие случилось на Большом Соленом озере в американском штате Юта, а точнее, на острове Стансбэри в южной части этого озера. Чудовище видели несколько местных жителей, но особо подробно о нем поведали охотники Мартин Гильберт и Джон Барри, промышлявшие в тот день на острове Стансбэри.

Было около девяти часов утра, когда Гильберт увидел непонятное явление. По воздуху летело какое-то светящееся образование. Гильберт обратился к своему спутнику: "Джон, ради Бога, скажи, что это такое" Через три минуты светящееся пятно обрело четкие очертания и охотники увидели невероятное: летело чудовище с головой крокодила и с распластанными крыльями размахом не менее тридцати метров! Чудовище стало снижаться кругами, с несомненностью нацеливаясь на очевидцев. Охотники перепугались и, когда до дракона было не более 50 метров, вскинули ружья и начали стрелять в него! Монстр издал резкий крик и взмыл в воздух, но потом стал падать и скрылся за холмом. Очевидцы происшедшего решили, что подстрелили чудовище, и двинулись к месту его возможного падения. Вскоре они увидели отпечатки на песке в виде метровых пятипалых ступней, ведущие к огромной пещере. Но охотники сочли за благо не входить в пещеру, а соорудили невдалеке нечто вроде баррикады из камней и залегли за ней.

Целый день искатели приключений пролежали безрезультатно и уже собрались было уходить, как вдруг увидели в сумерках выползавшего из пещеры монстра! Кровь застыла в жилах у охотников. Чудовище медленно раскрыло свои челюсти и обнажило пасть, в которую вполне могла бы поместиться взрослая лошадь! Раздался мощный храп, слышный, должно быть, за километр, и ящер расправил свои гигантские крылья. Он пробежал несколько шагов на задних лапах, после чего оторвался от земли. Охотники прижались к своим камням, как только могли, и услышали свист рассекавших воздух крыльев чудища. Они лежали целый час, опасаясь быть обнаруженными ящером, и только потом поднялись и отправились домой.

В поисках чудовища, названного на местном наречии мокеле-мбем-бе, в Центральной Африке в 1980-1993 годах работали специальные экспедиции. Они опросили множество непосредственных наблюдателей мокеле-мбембе и составили по их рассказам представление о чудище. Очевидцы говорили, что "динозавр" был коричневого цвета, имел в длину 10 метров и длина его шеи занимала примерно треть туловища. Существо с маленькой головой и с длинным сужающимся хвостом ведет полуводный образ жизни, а выходя на сушу, перемещается по ней на четырех коротких ногах. Жаль, что не получила подтверждения газетная публикация

1994 года, сообщая об удачной киносъемке мокеле-мбембе, во время которой чудище "терпеливо позировало оператору, словно понимало ответственность момента".


Из рассылки «The X-Files... все тайны эпохи человечества»


24 июл 2010, 19:39
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 май 2009, 00:24
Сообщения: 13477
Сообщение Re: Дайджест-статьи "На досуге..."
По следам «Двух капитанов»

Готовится к старту историческая реконструкция экспедиции Георгия Брусилова на архипелаг Земля Франца-Иосифа.

В 1912 году в Арктику стартовали экспедиции двух Георгиев — Седова и Брусилова. Обе они оказались неуспешными. Но, если о судьбе Седова говорил потом весь Советский союз, то о второй экспедиции, впервые проходившей тогда под российским флагом, а тем более о её научных результатах, практически ничего не известно: из 24 человек живыми возвратились двое — матрос Конрад и штурман Валериан Альбанов, ставший прототипом штурмана Ивана Климова в романе Вениамина Каверина «Два капитана».

Нынешним летом, спустя почти 100 лет после старта паровой шхуны «Святая Анна», члены клуба «Живая природа» совместно со знаменитым Русским географическим обществом и пограничной службой авиации ФСБ России (лётчик — Николай Гаврилов) отправляются к юго-западу архипелага Земля Франца-Иосифа (принадлежит России с 1927 года), чтобы пройти по следам затерянной команды Брусилова-Альбанова.

Как известно сегодня, штурман Альбанов вместе с десятью членами команды покинул зажатую во льдах «Святую Анну», чтобы добраться до Земли Франца-Иосифа, до базы арктических экспедиций Джексона на мысе Флора (остров Нортбрук), обозначенной в книге Фритьофа Нансена, и там дождаться помощи от проходящих кораблей. Вместо предполагаемых 160 км команде пришлось пройти по постоянно дрейфующим льдам 400 км всего на семи самодельных байдарках. Экипаж разделялся на береговую и морскую группы, чтобы в намеченных точках сойтись вновь, но постоянно нёс потери. В конечном счете затея удалась только самому Альбанову и его спутнику в последней байдарке — на мысе Флора их подобрали оставшиеся в живых участники экспедиции Седова.

Поисками корабля «Святая Анна», исчезнувшего в безвременье, занимались ещё несколько лет, а команда Альбанова перестала «интересовать» советских полярников из-за его тесных связей с адмиралом Колчаком. И вот теперь российские исследователи Арктики, после пяти лет подготовок, собираются провести настоящую историческую реконструкцию экспедиции.

Руководитель новой экспедиции Олег Продан и вооружённый видеокамерой режиссёр и оператор Евгений Ферштер ставят перед командой сразу несколько задач: пройти пешком, «по следам» береговой части команды Альбанова, участок от мыса Ниля до мыса Гранта на острове Земля Георга, заглянув на остров Белл, где умер и был похоронен матрос Нильсен. Участники экспедиции собираются найти любые предметы, документы и дневники пропавших людей и их вещи с помощью металлоискателя, ведь у четырёх человек были ружья, 70 патронов и кружка. А главное — изучить почти не известный, не исследованный район Земли Франца-Иосифа.

Сопровождать экспедицию будет не только видеосъемка, но и фотограф Владимир Мельников, полярные археологи и спасатель международного класса МЧС Леонид Радун. Самое опасное, с чем могут встретиться полярники, по их же мнению, — это непогода и медведи. Оборудования и питания хватит на несколько месяцев — с переходами по сложным рельефам и трещинам. К сожалению, арктические земли почти не освоены русскими, неизвестны полностью и их ресурсы: борьба с постоянным холодом и полярной ночью — это большой труд для любого человека, но норвежцы и канадцы с этим справляются, обживая свои земли. Вахтовый метод проживания, каким пользуются у нас на северных территориях, составляющих треть всей российской земли, — это не выход в освоении наших богатств.

На фото (сверху вниз): архипелаг Земля Франца-Иосифа, остров Нортбрук, мыс Флора.


Автор: Елизавета Ясиновская
Источник: www.nkj.ru


27 июл 2010, 19:36
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 май 2009, 00:24
Сообщения: 13477
Сообщение Re: Дайджест-статьи "На досуге..."
Что он скрывает?

Когда у вас появляется неприятное ощущение, что другой человек что-то скрывает, у вас есть три возможности: надавить на него, игнорировать ситуацию или попытаться получить больше информации.

Если вы пытаетесь давить на человека, например прямо обвиняя его во лжи, это в первую очередь заставит его занять защитную позицию. Если же вы ошибаетесь, то ваше поведение продемонстрирует недостатки вашего характера. В любом случае ваши отношения пострадают.

Попытка игнорировать ситуацию может оказаться слишком трудной задачей и может разрушить вас.


Наконец, попытки самостоятельно получить больше информации занимают много времени и не исключено, что вы пойдете по ложному следу.

Как бы то ни было, если вам внутреннее чувство подсказывает, что кто-то нечестен с вами (может быть, вы думаете, что ваш ребенок-подросток принимает наркотики, или что ваш сотрудник ворует, или что друг предал вас), используйте одну из следующих техник для того, чтобы выяснить, что на самом деле у человека на уме.

Техника 1. Чтение мыслей.

Эта техника фактически гарантирует вам, что вы сможете в течение пары минут выяснить, скрывает ли что-нибудь человек. Она работает так же, как «пятна Роршаха» (тест с чернильными пятнами). В тесте Роршаха используются симметричные чернильные пятна абстрактной формы. Согласно теории, человек интерпретирует форму пятна исходя из своих бессознательных представлений и тем самым проявляет их.

Наша техника основана на этих же принципах. Нужно просто задать правильный вопрос, не содержащий никаких упреков. Выслушав и оценив его ответ, вы проясните ситуацию и узнаете, скрывает ли он что-либо.

Правильно сформулировав этот вопрос, вы сможете понять, спокоен человек или встревожен, когда вы обсуждаете с ним данную тему.

Техника 2. «Позовите доктора Бомбея».

Если вы подозреваете, что некто неспроста проявляет излишний интерес к чему-либо, эта техника может помочь вам понять истинное положение вещей. Она основана на следующем психологическом принципе: человек обычно абсолютно равнодушен к тому, о чем не имеет никакого представления. Проще говоря, если он никогда не слышал о Фреде, Петере или Марвине, вряд ли у него появится особенный интерес к этим персонам. И наоборот, внимание человека естественно притягивается к тому, что входит в сферу его интересов и о чем он уже довольно много знает. Если он слышал о Марвине, но не знает двух других имен, его интерес проявится существенно сильнее, когда будет упомянут Марвин, а не остальные фамилии.

Данная техника состоит в том, чтобы предоставить человеку разнообразную информацию. Если его внимание сосредоточивается на конкретной теме, вероятно, что он хорошо разбирается именно в этом вопросе или проявляет к нему интерес, даже если в этом не признается. Другой способ применения этой техники состоит в том, чтобы просто обсуждать сложившуюся ситуацию и следить за реакцией собеседника. Расскажите обо всех фактах, имеющих отношение к делу, но один из них намеренно измените. Если внимание человека переключается именно на этот факт, то, скорее всего, он хорошо осведомлен обо всех обстоятельствах дела.

Техника 3. Что ты об этом думаешь?

Ключ к этой технике — не обвинять, а информировать. Ответ вашего собеседника даст вам понять, скрывает ли он что-нибудь. То есть дело в том, чтобы оценить реакцию человека на новую информацию.

Техника 4. Сказать открыто или схитрить?

Эта техника используется в том случае, когда некий факт, который вам хорошо известен, вызывает у вас подозрения в чем-то, что человек, по вашему мнению, хочет скрыть. Если человек будет скрывать или отрицать факт, который вам уже известен, вы имеете достаточный повод подозревать его.

В том случае, когда человек не отрицает очевидного, тогда, скорее всего, ваши подозрения неоправданны.

Техника 5. Страшно или забавно?

Данная техника идеально подойдет, чтобы определить, что скрывает от вас человек, даже если он обладает незаурядным актерским талантом. Вы одновременно обращаетесь к подозреваемому и другому человеку, который работает на вас, так, как будто оба они находятся под подозрением. Затем вы говорите, что виновный может быть чем-то опасен. После чего вы наблюдаете за реакцией. Если подозреваемый начнет беспокоиться, вероятнее всего, он невиновен.

Эта же техника поможет установить связь между двумя событиями, чтобы определить, кто из группы подозреваемых является виновным.

Техника 6. А как бы ты поступил?

Допустим, у вас есть подозреваемый. Достаточно задать ему прямой вопрос, как бы он сделал то, в чем вы его подозреваете, чтобы получить информацию о его истинных мыслях. Психологическая подоплека этого феномена следующая: если ситуация предполагает только один разумный способ действия, а человек выбирает нелепый ответ, нужно как следует к нему присмотреться.

Отрывок из книги «Чужая душа потемки? Как прочесть мысли любого человека» Либерман Дэвид Дж.


25 сен 2010, 00:08
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 65 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: