Текущее время: 23 сен 2020, 02:42




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
 Йога. Капалабхати - техника дыхания 
Автор Сообщение
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 май 2009, 00:24
Сообщения: 13477
Сообщение Йога. Капалабхати - техника дыхания
Капалабхати - техника дыхания

Это удивительное дыхательное упражнение йогов, которое приносит позитивные плоды при правильном и умеренном использовании. Дыхание - это жизнь, и управляя своим дыханием мы управляем жизненной энергией. Но помните о том, что человеческое дыхание является также программой, сложившейся эволюционно у целого вида. Осваивать любые техники дыхания следует постепенно, не спеша, с осознанием.

"Капала" означает "череп" или "лоб". "Бхати" означает "свет" или "блеск", "великолепие", а также "восприятие и знание".

Это очистительное упражнения для дыхательных путей. Капалабхати представляет собой технику пранаямы, которая придает силы всему мозгу и пробуждает дремлющие центры, ответственные за тонкое восприятие. Имеет также выраженное энергетическое действие пробуждения тела. Хорошо использовать по утрам или вначале любых тренировок.

В современных условиях города капалабхати следует выполнять каждый день, что бы очистить легкие и освободить от остаточного воздуха. Идеально выполнять капалабхати в лесу, в парке, там где воздух более насыщен праной (энергией). Если у Вас есть такая возможность, то после работы или в выходной день совершите прогулку в парк, лес, за город.

Капалабхати очищает дыхательные пути. Существует несколько описаний техники выполнения капалабхати, различными способами, с различным ритмом, соотношением, все это правильно, нигде ошибки нет. Самое главное, чтобы был резкий выдох. С помощью резкого выдоха мы очищаем, во-первых, остаточный воздух из легких. В Прадипике капалабхати описывается как дыхание, "подобное кузнечным мехам". В некоторых описаниях можно встретить комбинацию резких выдохов и спокойных, естественных вдохов (Свами Муктибодхананда Сарасвати). В "Гхеранда Самхите" упоминается три разновидности капалабхати: вамакрама (попеременное дыхание, подобно Нади-Шодхана пранаяме), вьюткрама (с использованием воды), ситкрама (с использованием вдоха ртом, подобно Ситали пранаяме). Когда мы дышим, мы дышим как бы посредине диапазона и в верхних частях легких возле ключиц и в нижних частях, ближе к солнечному сплетению может оставаться остаточный воздух, и он удаляется только с помощью капалабхати. Если его не делать, этот остаточный воздух может держаться сутками. А йоги, обладая знанием, используют эту крийю каждый день. Достаточно хотя бы 12-108 раз.

Еще в этом плане хорошо работает упражнение, которое не является шаткармой, это полное йоговское дыхание. Постепенный осознанный вдох снизу верх, подобно наполняющемуся сосуду. Мы заполняем воздухом вначале нижнюю часть легких, затем среднюю и верхнюю. Выдох в обратном порядке. Дело в том, что если мы рассмотрите анатомию, то полное йоговское дыхание очень целесообразно, потому что наши легкие – это не полость, в которую входят сверху трубки, легкие имеют более сложное строение. Они скорее похожи на перевернутое дерево, с множеством разветвлений. И строение легких таково, что очень часто в верхнем отделе застаивается воздух, впрочем, это зависит от преобладающего типа дыхания. И полное капалабхати, как и полное йоговское дыхание – использование всех частей легких, помогает избавиться от застойного воздуха.

Кроме того, во время капалабхати очищается слизистая носа. В воздухе, которым мы дышим, находится много посторонних частиц. Если на слизистую носа попадают бактерии или микрочастицы пыли, они сразу окутывается слизью во избежание попадания этих частиц в легкие. Такова функция слизистой носоглотки, носовых полостей и частично трахеи. То есть, если у человека в носу образуется слизь - это нормально. Как правило, если нет бактерий, то излишней слизи быть не должно. Если слизь есть - это значит, вы находились в не очень чистом, запыленном помещении.

Есть еще один механизм действия капалабхати. На различных частях нашего тела существуют рецепторы, с помощью которых мы можем воздействовать на внутренние органы. Крупные зоны таких рецепторов находятся на стопах, ладонях, ушах, губах, половых органах, сетчатке глаза, языке, а локальные зоны - практически по всему телу. Воздействуя на такие зоны – выполняя точечный массаж или созерцая свечу - мы активизируем работу внутренних органов. Для различных зон требуется различная интенсивность воздействия. Больше всего рецепторов – и они самые чувствительные - собрано, пожалуй, на сетчатке глаза, на языке и половых органах. Более инертные точки, которые нуждаются в более длительном воздействии, находятся на ладонях и стопах. Кроме того, есть довольно большие зоны по всему телу - на бедрах, руках, животе. Эти зоны похожи на пятна, они называются мармы.

В Аюрведе мармы представляют собой точки, но в принципе они могут рассматриваться как локальные зоны. Допустим, когда мы выполняет асану камня – паттарасану, у нас работает множество мышц, и они действуют на мармы. В данном случае через мармы мы активизируем тело таким образом, что оно становится крепким, более мускулистым. Надо понимать, что чем интенсивнее воздействие на мармы, тем меньше нужно времени. Например, маюрасана или паттарасана, где используется интенсивное воздействие на мармы, требует не очень длительного времени. А чем слабее зона и менее интенсивное воздействие, нужно больше времени на воздействие. Например, уткатасана, где по сравнению с маюрасаной воздействие менее интенсивное на мармы, нам требуется более длительное ее использование. Во время капалабхати мы осуществляем тонкое воздействие потокам воздуха на рецепторы в полостях носа, которые, как правило, весьма чувствительны. Время использования капалабхати необходимо выбирать индивидуально, по ощущениям.

В связи с тем, что с помощью капалабхати человек очищает дыхательные пути и удаляет остаточный воздух из легких, это упражнение имеет мощное воздействие на сознание. Дыхание является самым важным энергообменным процессом в нашем организме, и сознательное управление этим процессом практически равнозначно осознанию и управлению всей
энергией жизни в теле. Андре ван Лайсбет в своей книге «Пранаяма: Путь к тайнам йоги» писал о следующем физиологическом явлении: во время нормального вдоха жидкость, расположенная вокруг головного мозга, а также сам мозг слегка сжимаются. При выдохе сжатие спинномозговой жидкости уменьшается - имеет место декомпрессия, и мозг слегка расширяется. Принудительный выдох в капалабхати увеличивает массирующее воздействие на мозг за счет увеличения декомпрессии при каждом выдохе.

Это механическое воздействие процесса дыхания на мозг подобно массажу. При обычном дыхании это воздействие на мозг происходит 15-18 раз в минуту. А при капалабхати частота этих колебаний достигает 120 раз в минуту, что сопровождается обильным притоком крови, которая питает клетки мозга, в том числе и железы внутренней секреции – гипофиз и эпифиз. Таким образом капалабхати очищает мозг (что отражается в его названии) и весьма тонизирует всю нервную систему.
Из выпуска от 08-05-2009 рассылки «Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику»


18 июн 2009, 11:37
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron