Галактика

Сознание Современного Человека
Текущее время: 24 сен 2018, 15:25

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Шамбала
СообщениеДобавлено: 26 ноя 2009, 18:03 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 май 2009, 00:24
Сообщения: 14628


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Шамбала
СообщениеДобавлено: 26 ноя 2009, 18:06 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 май 2009, 00:24
Сообщения: 14628


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Шамбала
СообщениеДобавлено: 06 дек 2009, 05:41 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 май 2009, 00:24
Сообщения: 14628
В поисках Шамбалы

Николая Рериха объявляли духовным водителем человечества, антихристом, главой Коминтерна, советским шпионом, руководителем мирового масонства и даже перевоплощением одного из буддийских божеств. Сам же Рерих сравнивал себя с одиноким медведем, подчеркивая при этом, что именно с медведем, а не с волком. Ответить на вопрос: кем же был этот человек на самом деле? — невозможно. Это оказалось не под силу даже биографам Рериха: толкования отдельных эпизодов его жизни, в том числе и его происхождения, подчас полностью исключают друг друга.
Посевы
Николай Рерих стал первым в семье, кто предпринял попытку оправдать многообещающую фамилию: она — скандинавского происхождения — в переводе означает «богатый славой». Отец Николая, Константин Федорович Рерих, принадлежал к шведскому роду, жившему на территории сегодняшней Латвии. Он служил в Петербурге нотариусом окружного суда и отнюдь не был простым обывателем: член Императорского Вольного экономического общества, он стыдился крепостного положения русского крестьянства и принимал участие в подготовке реформы по их освобождению. Так что нескрываемый общественный темперамент, правда, совсем иной направленности, Николай Рерих, по всей видимости, унаследовал от отца. Мать Николая — Мария Васильевна Коркунова-Калашникова принадлежала к купеческому сословию.

Свое первое образование Николай Рерих получил в частной гимназии Карла Мая, заведении, знаменитом тем, что к ученикам в нем относились как к равным. Есть свидетельства тому, что уже в 7 лет его нельзя было оторвать от бумаги и красок, и сочинять — в смысле писательствовать — он тоже начал ребенком. Его рассказы «Месть Ольги за смерть Игоря», «Поход Игоря» печатались в журналах «Природа и охота», «Русский охотник». Имелось у Николая и особенное хобби: археологические раскопки. К ним мальчика приохотил археолог Лев Ивановский, часто гостивший в имении Рерихов — Изваре. В окрестностях Извары имелось множество курганов, и 14-летний Коля собственноручно раскопал несколько серебряных и золотых монет X—XI веков. Отец настаивал на том, чтобы Николай, как самый способный из троих сыновей, продолжал семейное дело и наследовал нотариальную контору, сам же Рерих мечтал сделаться художником. То, как молодой человек разрешил этот спор, выявляет очень важную черту его характера: умение договориться и найти компромисс. В 1893 году Рерих стал студентом императорской Академии художеств и одновременно поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Нагрузка на него свалилась колоссальная, но он оказался сущей рабочей лошадью: был вынослив, силен, неутомим. С утра писал в мастерской Архипа Ивановича Куинджи, потом бежал на лекции в университет, по вечерам занимался самообразованием. Неугомонному Рериху принадлежала идея организовать среди друзей кружок самообразования, где молодые люди изучали славянское и древнерусское искусство, западную философию, античную литературу, поэзию, историю, религоведение. Уже студентом Рерих имел масштабные планы — изучить историю и религию персов и изложить все это в научном труде.

Впрочем, не стоит представлять себе молодого Рериха ученым сухарем. Он был честолюбив, экспрессивен и обидчив. Эмоциональные записи в дневнике вполне отражают это: «Этюд окончательно испортил. Ничего нужного из него не выйдет. …Ой, удалят, чую, удалят! Какими глазами на меня знакомые посмотрят. Господи, не допусти этого позора!»

Позора, как известно, не случилось. Напротив: художник Рерих совершил стремительно быстрый взлет. Он не только успешно закончил Академию художеств, но и был замечен мастерами: на дипломной выставке сам П.М. Третьяков выбрал картину Рериха «Гонец» для своего музея. Рерих писал много, и его картинам везло: их действительно замечали, они постоянно выставлялись и в Академии художеств, и в «Мире искусства», и в «Союзе Русских художников», а потом — за границей. С 1904 по 1908 год на Миланской международной выставке его удостоили почетным дипломом, потом избрали членом Национальной академии в Реймсе и членом Осеннего салона в Париже. «Княжья охота», «Поход Владимира на Корсунь», «Древняя жизнь», «Заповедные места»… Список его ранних работ огромен. «Молодой да ранний», — шипели завистники вслед Рериху. Многие считали его плохим художником, зато знатным карьеристом. Как бы там ни было, но в 30 лет Рериха назначили директором школы Общества поощрения художеств, а в 1909 году возвели в действительные члены императорской Академии художеств, и он стал подписывать свои письма «академик Рерих».

Главная встреча
Невзрачно одетый молодой человек в видавшей виды куртке, самой заурядной фуражке и высоких охотничьих сапогах скромно сидел в уголке гостиной новгородского имения Павла Путятина. Хозяина не оказалось дома, и Рерих его дожидался. Племянница Путятина, юная красавица Елена Шапошникова, пригласила юношу к столу. Весь вечер он не мог оторвать от нее восторженного взгляда, хотя и старался это скрыть. Впрочем, Елена привыкла к тому, что ее красота ошеломляла. Высокого роста, с черными миндалевидными глазами и пышными светло-каштановыми волосами, Елена притягивала необыкновенной женственностью и мягкостью, сквозящей во всем ее облике — в выражении глаз, голосе, улыбке. Елена Ивановна была дочерью известного петербургского архитектора, а также двоюродной правнучкой русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Как и у Рериха, у нее имелись скандинавские корни. Прадед Елены Ивановны служил бургомистром Риги и в свое время преподнес оказавшемуся в городе Петру Великому шапку Мономаха. Император остался доволен и предложил дарителю русское подданство и новую фамилию — Шапошников, с намеком на дар.

С самой первой встречи Рерих угадал нечто существенное в Елене Ивановне, нечто столь же существенное угадала в нем и она. Как писала Елена Ивановна, «любовь взаимная решила все». Впрочем, родственники Шапошниковой были против их союза: Рерих казался им недостаточно родовитым. Однако Елена с ранней юности решила для себя, что непременно выйдет за человека со значительным дарованием — музыканта, художника, писателя. Многим женихам, в том числе и с большим состоянием, она уже успела отказать, чем привела родственников в полнейшее недоумение.

В своих дневниках Елена Ивановна пишет, что накануне официального предложения от Рериха она видела два вещих сна, в которых покойный отец входил к ней в комнату и говорил: «Ляля, выходи за Рериха». Молодые обвенчались 28 октября 1901 года в церкви Академии художеств.

Рерих с самого начала предъявлял большие требования к их союзу и надеялся обрести в Елене, которую называл еще и Другиней, не просто традиционную жену, а помощницу во всем. Собственно, со встречи с ней и началась подлинная история «тайного Рериха».

Ориентация — Восток
Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. В этом смысле он даже не был оригинален: не шел вразрез со своим временем, не опережал его, а, напротив, вполне соответствовал его духу. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. В 1890—1891 годах наследник престола, будущий император Николай II, в сопровождении востоковеда князя Э.Э. Ухтомского посетил многие города Индии и привез оттуда огромную коллекцию предметов буддийского культа. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. У 19-летнего Николая Рериха захватывало дух от статуэток будд, маленьких изображений ступ, четок; нетерпеливыми пальцами он перелистывал огромный красочный каталог, описывающий все представленные предметы. От них веяло тайной.

Помимо всего прочего, в начале века России удалось непосредственно познакомиться с индийской философией. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «БхагаватГита». Индийские метафизические доктрины, их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского.

К 1914 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII — Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще.

Его крайне интересовал вопрос общих корней России и Азии. Он подозревал общность между Россией и Азией во всем: в искусстве, верованиях, складе души. Еще в 1895 году Рерих писал в дневнике: «Мне весьма любопытно, было ли на русское искусство два влияния — византийское и западное или было еще и непосредственно восточное? Кое-где нахожу смутные указания на это». На эту связь указывали уже многие, вспомнить хотя бы славянофилов, особенно подчеркивающих восточный характер Российской империи, — Киреевского, Аксакова, Леонтьева.

Помимо восточной философии Россия вслед за Западом повально увлекалась оккультизмом. Рерих и в этом не стал исключением. А к русскому двору в то время буквально приклеился французский герметик и маг доктор Папюс, организовавший в Петербурге ложу «Креста и звезды». В нее вошли, как ни странно, Николай II с супругой, вдовствующая императрица Мария Федоровна, великие князья и множество других высокопоставленных сановников. В среде художников оккультизм и спиритические сеансы тоже стали весьма популярным времяпрепровождением. Рерихи были особенными энтузиастами: в их квартире на Галерной для участия в знаменитых «столоверчениях» часто собирались друзья — Бенуа, Грабарь, Дягилев, фон Траубенберг.

Однажды у Рерихов «выступал» знаменитый медиум Янек, приглашенный в северную столицу императорской четой. Между прочим, спиритических сеансов не чурались и многие ученые, частым гостем Рерихов стал психиатр Бехтерев, изучавший гипноз. Именно Бехтерев одним из первых заметил медиумические способности Елены Рерих. И все же в этом увлечении Рерихи отличались от всех остальных: они видели в оккультизме не просто модное времяпрепровождение и экстравагантное средство развеять скуку. Когда кто-нибудь из друзей, например художники Грабарь или Бенуа, позволяли себе пренебрежительно высказываться «о вызове духов», обычно сдержанный Рерих шел пятнами от возмущения.

— Это серьезный духовный феномен, тут необходимо разобраться, — хмуря брови, говорил он. «Разобраться» было его любимое слово. Друзья прятали улыбку. Между тем около 1909 года случилось некое событие, определившее дальнейшую жизнь семьи Рерихов: по словам Елены Ивановны, ее посетило видение, — очнувшись ото сна, она увидела высокую фигуру человека с необыкновенно красивым, сияющим лицом и решила, что это была первая мистическая встреча с Учителем.

Можно по-разному относиться к этим свидетельствам: для рационалистов это вне обсуждения. Однако известно, например, что Джордано Бруно был мистиком, Ньютон — прежде всего алхимиком, а потом уже физиком, а Эйнштейн — глубоко верующим человеком. И подобных примеров много. Что же касается Рериха, то он, по всей видимости, действительно не сомневался в том, что все его действия, его культурная и исследовательская деятельность подчинены некоему Высшему служению.

Помехи на пути
Рерихи знали: их путь лежит на Восток. Их судьба — Азия. Там они надеялись найти ответы на свои сокровенные вопросы, из тех, что зовутся «вечными». Там Рерих должен был «воочию встретиться с учителями», там ему предстояло подтвердить свои догадки о культурных и духовных связях России и Востока. Но путь в края, где для Рериха скрывалась истина, оказался нелегким. Первой преградой на дороге стала История…

Грянувшая Февральская революция застала Рерихов в Карелии в арендованном деревянном доме в Сердоболе, стоящем посреди соснового леса. Рериху с женой и двумя сыновьями, Юрием и Святославом, пришлось переехать сюда из промозглого, сырого Петербурга по причине его болезни: воспаление легких, грозящее тяжелыми осложнениями. Дела были так плохи, что он даже составил завещание. От директорства в школе Общества поощрения художеств пришлось отказаться. Но Рерих пишет и здесь: «Вечные всадники», «Облако-вестник», «Послание Федору Тирону»…

В это же время, в ноябре 1917 года, нарком по национальной политике Иосиф Сталин, прибыв в Гельсингфорс (ныне Хельсинки) на съезд социал-демократов, произнес пылкую речь о национальном самоопределении наций и их праве на полное отделение. Земля Суоми не медлит и спешит как можно скорее осуществить провозглашенное право. После гражданской войны Финляндия потребовала присоединения Карелии и всего Кольского полуострова. После этого отношения между Финляндией и Советской Россией были порваны, а граница — оказалась запертой на все замки. Рерихам надо было уносить ноги.

Поначалу отношение Рериха к произошедшему на родине перевороту было типичным для интеллигента. В октябре 1917 года он пишет в статье «Единство»: «Откуда восстание против знания и стремление к равнению по убожеству, по невежеству? Откуда изгнание свободы и замена ее тиранией?… Отчего тупоумны и недоброкачественны вожди ваши?»

Сложным маршрутом семья Рерихов направилась в Лондон. Там они задерживаться долго не собирались, надеясь лишь получить визы в Индию — колонию британской короны. Родины больше не было, возвращаться было некуда.

Но и визу в Индию получить оказалось не так просто: русские эмигранты не имели нансенского паспорта. Тем не менее Рерих не опускал рук. Он месяцами обивал пороги бюрократических заведений, убеждал, настаивал, писал прошения, заручался поддержкой известных людей. В английской столице он встретил старых друзей — Дягилева, Стравинского, Нижинского и обзавелся новыми, особенно ему был дорог поэт Рабиндранат Тагор.

Наконец, на 20 июня 1920 года был куплен билет на пароход.

Елена Ивановна, упаковывая вещи, ходила сосредоточенная, взволнованная. И вдруг — непредвиденное. В последнюю минуту выяснилось, что по разным причинам ожидаемые на дорогу деньги не придут. Поэтому Рерих принял предложение директора чикагского Института искусств Роберта Харше провести в Америке выставочное турне и заработать необходимые на поездку средства. Его картины путешествовали в течение трех лет по 29 городам Америки, его лекции собирали большое количество слушателей. Многие говорили, что Рерих никогда не высказывает того, что думает на самом деле, что он нечто таит про себя. Другим же он казался совершенно неискренним. Но и те, и другие признавали его как сподвижника мира искусства.

А у Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) — «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. «Искусство объединит человечество, искусство едино и нераздельно. У него много ветвей, но корень один». В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием — «Пылающее сердце». А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран.

Шпион советов
... Декабрь 1923 года. В небольшом княжестве Сикким, неподалеку от города Дарджилинг на склонах восточных Гималаев, Рерихи благоговейно осматривали дом Талай Пхо Бранг, знаменитый тем, что, по преданию, здесь останавливался один из духовных лидеров в тибетской истории, далай-лама V. Рерих тогда так разволновался, что то и дело возбужденно пощипывал свою клинообразную бородку. В движениях, в глазах — нетерпение мальчишки: он попал в страну своей мечты, журавль уже не в небе, он почти в руке. Вскоре взволнованные супруги ускоренным шагом направились к небольшому храму, спрятавшемуся в темной зелени в стороне от дороги. Здесь, по их словам, произошло самое важное событие в их жизни — они «лицом к лицу встретились с Учителями». И встреча эта, судя по всему, была давно запланированной.

Есть свидетельства, что уже в Америке Рерихи установили контакт с буддийскими общинами Индии и вышли на лам высокого духовного ранга. Не исключено, что им помогли в этом теософы — еще, будучи в Лондоне, Рерихи стали членами некогда основанного Е.П. Блаватской, а теперь возглавляемого Ани Безант теософского общества. Словом, в буддийском храме их действительно ждали. Об этой решающей встрече Рерих сообщает скупо, однако ясно дает понять, что предстоящая экспедиция в Центральную Азию, на которую, наконец, удалось собрать деньги, была полностью согласована с пожеланиями и наказами Учителей, или Махатм, как их называли в Индии. Буддийским ламам, скорее всего, тибетского происхождения, поход Рерихов оказался небезразличен, и они внесли в него любопытную и неожиданную коррективу: «Говорили о предстоящей ЦентральноАзиатской экспедиции, — пишет Рерих. — Россия по плану Махатм была важнейшим этапом в маршруте».

Скорее всего, идея двигаться через территорию Советского Союза первоначально не входила в рериховский план; не исключено также, что Рерих был удивлен. К тому же это создавало и формальные проблемы: в советской России он, будучи эмигрантом, не был желанным гостем. Но на Востоке приказ Учителя — закон, а Рерих был рьяным и преданным учеником, поэтому он попытается сделать все, что было в его силах.

Первая Центрально-Азиатская научная экспедиция Николая Рериха, организованная при помощи и финансировании американцев и проходившая под американским флагом, наконец, стала реальностью. Основу экспедиции составляли супруги Рерихи, их сын Юрий, закончивший индоиранское отделение восточных языков Лондонского университета (впоследствии он станет одним из самых авторитетных востоковедов своего времени), доктор Константин Николаевич Рябинин, много лет изучавший тибетскую медицину, энтузиаст Востока полковник Николай Викторович Кордашевский и еще горстка единомышленников, готовых и способных заниматься исследованиями в самых разных областях: геодезии, археологии, почвоведении… По мере продвижения в глубь Азии состав экспедиции постоянно менялся, присоединялись местные — индусы, монголы, буряты, — кто-то уходил, кто-то приходил. Неизменным оставался только костяк — семья Рерихов.

В 1924 году, к моменту начала путешествия, Николаю Рериху уже исполнилось 50 лет. Итак, двинулись через Индию древним маршрутом в сторону границы с СССР: от Шринагара до Леха, потом через Маульбек, Ламаюр, Базгу, Саспул прошли в Хотан и Кашгар. Исследовали важнейшие памятники искусства, осматривали монастыри, слушали легенды и предания, делали зарисовки местности, снимали планы, собирали минералогические и ботанические коллекции. В Хотане во время вынужденной стоянки Рерих создал серию картин «Майтрейя».

Уже к этому этапу путешествия был накоплен большой исследовательский материал. И вот — первые выводы после внимательнейших наблюдений: «Все происходящее в метапсихическом институте Парижа, опыты Нотцинга и Рише по эктоплазме, опыты Барадюка по фотографированию физических излучений, работы Котика по экстериоризации чувствительности и попытки Бехтерева по передаче мыслей на расстоянии — все это знакомо Индии, только не как маловероятное новшество, но как давно известные законы».

29 мая 1926 года трое Рерихов в сопровождение двух тибетцев перешли советскую границу в районе озера Зайсан.

13 июня того же года Рерихов неожиданно видят в Москве…. Про художника ползут слухи, что он «продался большевикам», тем более что он посещал дома высокопоставленных советских чиновников: Свердлова, Чичерина, Луначарского, Каменева. Бывшие знакомые, из тех, кто остался в советской России, в недоумении: что он здесь забыл? Его прежнее отношение к большевикам как к «извергам» — общеизвестно. На все недоуменные вопросы Рерих спокойно отвечал, что ему необходимо получить разрешение властей на продолжение экспедиции на территории советского горного Алтая.

На самом деле, Рерих явился в Москву не только за разрешением посетить Алтай, а с важным посольством: он привез два странных документа — «приветственные письма к советским властям» и небольшой ящичек со священной землей из тех мест, оттуда происходил Будда Шакьямуни. От кого были все эти послания? От Учителей. «Посылаем землю на могилу брата нашего Махатмы Ленина, — говорилось в одном из писем. — Примите привет наш».

Эти удивительные письма пролежали в архивах 40 лет, но в конце концов были опубликованы. В первом послании перечисляются идеологические аспекты коммунизма, до известной степени близкие духовной установке буддизма. Но самое главное, что учителя Рериха на основании этой связи сумели внушить художнику новое отношение к коммунизму, объяснив, что это шаг не к варварству и тирании, а, напротив, к более высокому сознанию и более продвинутой ступени эволюции. И Рерих, в конце концов, принял эту новую позицию. И вот это изменившееся отношение Рериха к Советам впоследствии оттолкнуло от него многих.

Во втором послании Махатмы обратились к более насущным и практическим вещам. Они сообщили, что готовы к переговорам с Советским Союзом об освобождении Индии, оккупированной Англией, а также Тибета, где англичане тоже вели себя по-хозяйски, практически задушив местное правительство: духовный лидер Тибета таши-лама был вынужден бежать из страны из-за проанглийски настроенных светских властей.

Нарком иностранных дел Чичерин немедленно доложил о Рерихе и привезенных им документах секретарю ЦК ВКП(б) В.М. Молотову, приложив перевод обоих писем. Для Советского государства возможность получить новых союзников в Тибете была очень заманчива, так как это косвенно способствовало бы решению сложного политического вопроса о присоединении к СССР Монголии. Монголия всегда оставалась буддистской страной, и тибетские иерархи традиционно пользовались здесь практически безграничной поддержкой. Речь шла об огромной территории прежней Великой Монголии, которая впоследствии частично осталась за Китаем, а частично действительно вошла в состав СССР. Итак, Чичерин просил партийных вождей не препятствовать планам Рериха, этого «полубуддиста-полукоммуниста». Руководствуясь этим фактом, некоторые его биографы делают вывод, что таким образом его завербовали в советскую разведку. Однако для подобных утверждений серьезных оснований все же нет. Рерих выполнил свою посредническую миссию, передал послания и двинулся своей дорогой на Алтай и дальше. В 1926 году полномочный представитель СССР в Монголии П.Н. Никифоров писал советскому правительству: «В Монголии появился известный художник, путешественник Н.К. Рерих, который в августе направляется в Тибет. Этот Рерих настойчиво ставит вопрос о необходимости возвращения таши-ламы в Тибет, приводя теологические обоснования». Да, Рерих этого добивался, будучи уверенным, что духовный лидер Тибета должен жить в своей стране, потому что в противном случае духовный потенциал Тибета может пошатнуться. Сам Никифоров, подозревавший, что Рерих «на кого-то работает», но неизвестно, впрочем, на кого, подчеркнул стоявшие на первом и главном месте неведомые чиновнику «теологические обоснования». Вот ключ к вмешательству Рериха в политику — «теологические обоснования». Такие люди не годятся в шпионы по собственному почину, хотя зачастую их используют как пешки в чужой политической игре.

Тибетские тайны
Экспедиция Рериха, снова воссоединившаяся с прежними участниками и набравшая новых, взяла, наконец, священный курс — на Тибет. Это всегда была закрытая для иностранцев территория, однако Рерихи стали отнюдь не первыми русскими путешественниками, побывшими здесь. В 1879 и в 1883 годах Н.М. Пржевальский организовал две экспедиции в Тибет, пройдя 8 тысяч километров. Чуть позднее его путь повторили Г.Ц. Цыбиков и Н. Я. Бичурин. Несомненно, Рерих был знаком с оставленными ими картами, книгами и описаниями. И, конечно, осознавал все трудности предстоящего пути.

Шел 1926 год. Медленно и трудно, черепашьим шагом экспедиция Рериха перемещалась через Алтай, Барнаул, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ, Улан-Батор. До сих пор удавалось передвигаться на машинах, кое-где прямо по целине. Что только не приходилось преодолевать: наводнение, песчаные бури, обрушивающиеся с гор камни. В августе 1927 года по тибетскому нагорью караван Рериха двинулся на Нагчу. О машинах уже не было речи. Мужчины ехали на лошадях, в то время как Елену Ивановну несли в портшезе.

Вокруг были болотистые равнины, поросшие колючей травой, озера и «мертвые горы», напоминающие кладбище. Внизу — глубокие, гулкие ущелья, в которых завывает ледяной ветер. Кони скользили и оступались среди кочек. Высота увеличивалась, дойдя до более 4,5 тысячи метров. Трудно было дышать. То и дело кто-нибудь падал с коня, однажды вот так упал Юрий Рерих. Отец и доктор Рябинин бросились к нему, он лежал весь белый с едва прощупывающимся пульсом. Привели в себя его с трудом.

В двух днях пути от крепости Нагчу была устроена вынужденная стоянка.

У Рериха были документы, позволявшие ему прямиком двигаться в Лхасу, но на пограничном пункте тибетцы, сурово оглядев двигавшихся под американским флагом путешественников, заявили, что «документы неправильные» и им дальше нельзя.

Тем временем наступила суровая зима со свирепыми ледяными ветрами, которую и местные-то переносили с трудом. Деньги и лекарства были на исходе. Уже умерло несколько участников похода: тибетец Чампа, один монгольский лама, потом — харчинский. Ламы-буряты восстали против Рериха с требованием отпустить их. Но Рерих проявил неслыханное упорство, требовал от местных властей пропуска в Лхасу и бесконечно терпеливо ждал. Ясно, что за подобной стойкостью скрывалась не просто добросовестность ученого-исследователя. Имелась некая сверхзадача, ради которой Рерих подвергал себя и самых близких людей опасности. Эта сверхзадача носила имя Шамбалы.

В буддийской мифологии это страна царя Сучандры, символический центр мира, окруженный восемью снежными горами, напоминающими цветок лотоса. Согласно легендам в Шамбале существуют наиболее благоприятные условия для реализации буддистского пути и у пришедших туда открываются «центры мудрости». Так называемых путеводителей в Шамбалу существовало великое множество. Ее географическое положение указывалось всегда по-разному и весьма туманно: «севернее Индии», «за океаном», «за снежными горами Тибета». В своем продвижении к Тибету Рерих выяснял в монастырях и среди ученых лам, как найти путь в эту заповедную страну. Разумеется, добиться каких-либо конкретных сведений оказалось невозможно. Добросовестные ламы намекали пришельцу, что Шамбала — понятие исключительно духовное и находится во внутреннем мире, а не во внешнем. Встречались и другие ламы, желавшие выманить у богатых западных людей золото, шкуры, ткани и всевозможные подарки. Те таинственными и многозначительными намеками давали понять, что им известен путь в Шамбалу и неопределенно указывали наверх — в непроходимые горные дебри Тибета. Рерих пишет: «Мы знаем реальность земной Шамбалы. Мы знаем рассказы одного бурятского ламы, как его сопровождали через очень узкий тайный проход. Мы знаем, как другой посетитель видел караван горцев, везущих соль с озер, расположенных на самой границе Шамбалы. …Земная Шамбала связана с небесной, И именно в этом месте объединяются два мира». Блажен, кто верует…

Несмотря на все усилия Рерихов, в Лхасу их не пустили, и Шамбалу — во всяком случае, находящуюся в географических земных пределах — им найти не удалось. Английская разведка, считавшая Рериха советским шпионом, грамотно сделала свое дело и перекрыла экспедиции дальнейший путь. Каравану, продержавшемуся на стоянке несколько месяцев, с осени 1927 до весны 1928 года в нечеловеческих условиях, пришлось повернуть обратно в Индию.

Вторая попытка
Рерих вернулся в Нью-Йорк вместе с сыном Юрием в начале лета 1929 года. Их встретили с почестями. 19 июня мэром Нью-Йорка Джеймсом Уокером в честь Рерихов был устроен грандиозный прием. Зал был украшен флагами всех наций и не мог вместить всех желающих: политики, бизнесмены, учителя Школы искусств, ученики. В адрес Рериха произносились речи, со всех сторон слышались эпитеты «величайший ученый», «крупнейший исследователь Азии», «прогрессивный художник». Вскоре Рериха принял и сам президент США — Герберт Гувер.

17 октября 1929 года в Нью-Йорке торжественно открыли музей Рериха. Теперь он помещался в 29-этажном небоскребе. На первом этаже — собственно музей с более чем тысячей картин художника, выше — рериховские учреждения по объединению искусства всего мира, еще выше — квартиры сотрудников.

Меланхолия редко нападала на такого энергичного и всегда деятельного человека, каким был Николай Рерих. Однако чем более его превозносили за «дела земные», тем более он считал, что до сих пор так и не достиг сокровенной цели своей жизни. Оставаться в Америке и пожинать плоды успеха Рерих не собирался, тем более что Елена Ивановна осталась в Индии, в долине Кулу, где Рерихи купили поместье. В Америку он вернулся, собственно, все с той же целью, что и много лет назад: добыть денег и разрешение на новую экспедицию в Азию. Не тут-то было…

Только в 1931 году, почти 2 года спустя после возвращения в США, он наконец получил возможность увидеть жену. Больше года ему, несмотря на все его связи, не удавалось добиться визы в Индию: козни строила все та же всесильная английская разведка, по-прежнему опасавшаяся влияния этого «полукоммуниста» на свою колонию, где и так уже начались беспорядки. Дело с визой Рериха достигло размеров международного скандала, так что Николаю Константиновичу пришлось взывать к заступничеству английской королевы и римского папы.

…Новое жилище Рерихов располагалось в долине Кулу, колыбели памятников культуры двух тысячелетней давности, как и весь северный Пенджаб. Большой, каменный, двухэтажный дом живописно примостился на отроге горного хребта. С балкона открывался чудесный вид на долину, на исток реки Биас и снежные вершины гор. В соседней постройке, расположенной чуть выше, открыли наконец давно задуманный Рерихом гималайский Институт научных исследований, названный «Урусвати», что в переводе означает «свет утренней звезды». Институт формально возглавил Юрий Николаевич Рерих. Младший сын Рерихов, Святослав Николаевич, художник, как и отец, тоже жил с родителями в Кулу. К сотрудничеству в институте, костяк которого на месте составила горстка единомышленников, привлекли десятки научных организаций Европы, Азии и Америки. Обрабатывали результаты первой Центрально-Азиатской экспедиции, собирали новые данные. В частности, известный советский генетик и академик Вавилов именно отсюда получал семена для своей редчайшей ботанической коллекции.

Однако Рерих рвался в новое путешествие в Азию. Похоже, он не терял надежды найти свою Шамбалу. В конце концов, министр земледелия США Генри Уоллес помог финансировать вторую экспедицию и предложил формально организовать ее в целях сбора засухоустойчивых трав, в изобилии произрастающих в Центральной Азии и предотвращающих эрозию почвы. Рерих двинулся в путь в 1935 году, начав продвижение из Маньчжурии к пустыне Гоби. 15 апреля среди песков Гоби над экспедиционным лагерем взвилось «Знамя мира». В этот день президент Рузвельт и все члены Панамериканского союза подписали Пакт Рериха, задуманный им еще до революции в Петербурге. Идея пакта сводилась к тому, что государства-участники обязуются защищать культурные ценности в военное время. Настроение Рериха во время второй вылазки в Азию было не слишком оптимистичным. И все же он надеялся, что ему удастся продолжить изыскания в заповедных районах Индии, но — снова осечка: американцы свернули его экспедицию и приказали быстро возвращаться обратно. Узнав эту новость, Рерих отошел подальше от стоянки и с горькой досадой разрядил в воздух револьвер, его душило разочарование. Ему был 61 год, далеко не молодость, и он ясно предчувствовал, что это был его последний поход.

Тем временем в США разворачивались весьма примечательные события: пока Рерих находился в Маньчжурии, его бывший покровитель и ученик, бизнесмен Луис Хорш приступил к заранее спланированному разорению рериховского музея в Нью-Йорке. За одну ночь он вывез почти все картины, сменил замки, распорядился арендой гигантского небоскреба. Благодаря стараниям того же Хорша Рерихом заинтересовалась налоговая полиция, собиравшаяся содрать с него гигантскую сумму за экспедицию.

На последнем перепутье
В Америку Рерих больше не вернулся. С 1936 года до самой своей кончины он безвыездно провел в Индии в своем поместье в Кулу. Обдумывая удачи, а главное, неудачи своей жизни, он понял, что вечная отсрочка, невозможность поймать журавля, который был уже почти в руке, — все это было его ученичеством, закалкой духа. Как всегда, Рерих много работал; по обыкновению вставал в 5 часов утра и отправлялся в кабинет к холстам и краскам, по вечерам писал. От работы отвлекали тревожные мысли — шла Вторая мировая война. Индию, эту страну духа, тоже трясло, как в лихорадке, от политических страстей. Индийцы пытались сбросить господство Англии, повсюду висели воззвания «Англичане — вон из Индии!» Британцы сопротивлялись отчаянно и отвечали арестам и расправой над непокорными.

В мае 1942 года взволнованный Юрий Николаевич принес отцу телеграмму от махараджи княжества Индора. Те предлагали Рериху выступить посредником в переговорах между Индией и Англией о независимости индийского государства. Положение Рериха оказалось весьма щекотливым — он сам был гостем в этой стране и жил здесь фактически на птичьих правах. Британцы неоднократно намекали, что если он покинет Индию, то больше сюда не вернется. Выступи Рерих на стороне индийцев, а они будут в очередной раз разбиты — и что тогда?

Тем не менее индийская революция победила. И тотчас независимую Индию начали точить междоусобицы среди индусов и мусульман, грозившие принять размах гражданской войны. В доме Рерихов, находящемся недалеко от Кашмира, явственно слышались выстрелы. В музее «Шах Манзил» в городе Хайдарабаде мусульмане устроили погром, приведший к пожару. В результате сгорело 11 картин Рериха и его сына Святослава. К 1947 году окончательно укрепляется решение Рериха вернуться на родину, в Россию. Все-таки дом — там, а остальной мир так и остался чужбиной. Он пишет друзьям: «Итак, на новую ниву. Полные любви к Великому Народу Русскому». Но осуществить эти планы ему не удалось — 13 декабря 1947 года Николая Рериха не стало.

После смерти Николая Рериха его жена Елена Ивановна подала прошение в советское консульство, чтобы ей и двум сыновьям разрешили вернуться на родину. Но прошению не дали хода. Елена Ивановна умерла в Индии 5 октября 1955 года. Вернуться в СССР удалось лишь старшему сыну Рерихов, известному востоковеду Юрию Николаевичу Рериху.

Разные толкования одной биографии
Андрей Кураев, богословский писатель, диакон

«Рубеж ХIХ—ХХ веков был ознаменован целым фейерверком самых разнообразных утопий… Были утопии теургические и утопии техницистские, утопии космические и утопии нацистские... И семья Рерихов не осталась в стороне. Они тоже создали свою Утопию. Они мечтали о «новом мире». В этом мире все будет другое, новое — не только философия и этика, не только способы медитации и молитв. Новым должно стать общество, новой должна стать власть. То, что теософия есть религиозное учение, никак не означает, что у нее нет политических идеалов и стремлений. Теософия стремится к своей теократии. Отсюда и переписка Е. Рерих с супругой президента Рузвельта, и послание Махатм вождям Советского Союза. В письмах Елены Рерих упоминается грядущий «государственный строй, отмеченный монизмом религиозного культа». «Близится время, когда стоящие во главе стран начнут поддерживать в государственном масштабе все просветительные созидания». Близится время Вождей. Откуда они придут? Невежественное большинство, не принявшее мудрость «тайной доктрины», конечно, не сможет избрать правильных руководителей. Что ж — они придут к власти иным путем. «Вожди будущего будут назначаться не безответственными массами, но иерархией Света и Знания. «Никто не назначает иерарха. Учитель будет естественным вождем. Можно радоваться, что Ленин признан таким учителем» (Община, 215).

Максим Дубаев, автор книги о Рерихе, вышедшей в 2003 году в серии «ЖЗЛ»

«…Еще в 1900 году Николай Константинович, как бы стесняясь своего происхождения, несколько иронично писал своей невесте» о том, какого же он происхождения. «Между тем во Франции произошло очень важное событие: Рерих сумел доказать свое дворянское происхождение и даже баронство. …Вопрос о собственном дворянском происхождении давно мучил Николая Константиновича, тем более что его жена была княжеского рода, внучатой племянницей М.И. Голенищева-Кутузова». Далее автор книги приводит в подтверждение отрывки из воспоминаний князя Щербатова, который сравнивал Н.К. Рериха с Тартюфом.

Андрей Всеволжский
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/416/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Шамбала
СообщениеДобавлено: 10 сен 2011, 21:21 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 май 2009, 00:24
Сообщения: 14628
Изображение

Чанг Шамбала, священный город

Мы не собираемся дискредитировать тайны Чанг Шамбалы, нам просто хотелось бы отметить, что большинство лам Лхасы так же мало знают о царстве адептов и слабо представляют его себе, как и заморские белокожие скептики. В головы непосвященных естественно приходит вопрос: является ли Шамбала реальной страной, расположенной наши дни к северу от Тибета, или это место существовало в далеком прошлом и сохранилось только в виде легенды? Согласно Эмилю Шлагинтвайту, мистическая система йогических дисциплин, называемая калачакрой ("Цикл времени"), по сообщениям возникла в вымышленной стране Шамбале (Тибет, Деджунг), источнике и колыбели всяческого счастья. Более ста лет тому назад таинственный европейский ученый Ксома де Кёрёши пытался вычислить местонахождение земной Шамбалы.

Он считал, что эта страна лежит за Сырдарьей (Яксартом) между 45 и 50 градусами северной широты. В различных своих работах Ксома подчеркивал, чо, согласно северным мистическим верованиям, следующее духовное откровение, которое должно прийти на смену современному буддизму, ожидается из Шамбалы.

Ринчен Лахмо в книге "Мы, тибетцы" предлагает краткое изложение традиции с точки зрения тибетского интеллектула: "Чуждые религии будут постепенно побеждать буддизм, пока Шамбала, великое государство к северу от Тибета, не возьмется за оружие и не восстановит Веру во всем мире. Это было открыто Опаме, медитировавшему во время своего второго воплощения, то есть около двух столетий назад. Насколько я понимаю из слов моих тибетских друзей, ниоткуда не следует, что неизвестная нашей географии Шамбала обязательно существует в виде некоего места в материальном мире, хоть она и опоясана стенами из чистой меди. Вот из таких мистических царств, недоступных пониманию обычного ума, но легко принимаемых на веру тибетским мистицизмом или нашим современным спиритуализмом, возможно, и являлись ангеля Монса".

Японский буддийский монах Экай Кавагути, проживший в Тибете около трех лет и составивший захватывающий отчет о своих приключениях, собрал некоторые мнения относительно Шамбалы. Преподобный Кавагути считал, что лама "желтой секты" придумал или переработал легенду о мифической Стране севера. Тот же самый лама "поместил" Чанг Шамбалу в районе Кашмира и проповедовал о том, что в этих краях появится могущественный принц, который завоюет мир и обратит его в буддизм. Поговаривали также и о том, что сибирский лама Дорджиев с виртуозным мастерством воспользовался этим предсказанием как средством усиления российского влияния в Тибете. Он объявил, что Россия и является той самой Чанг Шамбалой из старинных пророчеств.

Средний житель Запада не слишком сведущ в трансгималайской геграфии, но Кашмир находится к югу от Тибета, а Чанг Шамбала, как утверждают со всей определенностью, лежит к северу от него, и слово "Чанг" означает "север". Попытки переместить царство Адептов в какое-нибудь глухое место в необъятных просторах Сибири успеха практически не имели. Несмотря на существование веры в то, что Гэсэр-хан, герой тибетской культуры, заново родится в Чанг Шамбале, было бы ошибкой считать, что упоминания о Шамбале составляют неотъемлемую часть эпической поэмы о Гэсэре. Многое указывает на более позднюю ассоциацию, возникшую в воображении народных масс.

Хотя принято считать, что предание о Шамбале создано в Индии и представляет собой алтайско-гималайскую разновидность таинственной индусской Кайласы, эти предположения и не строятся с полной достоверностью, и не приводят ни к каким несомненным фактам. Равновероятно, что Чанг Шамбала была унаследована от бон-по наряду со многими другими тщательно выстроенными доктринами.

Пребывающие в состоянии сосредоточения ламы, размышляющие о тайнах своей веры, легко могли бы поверить, что перенеслись в некую эфирную сферу, где боги по-прежнему прогуливаются с людьми.

Госпожа Блаватская настойчиво утверждает, что Западный Рай, или Западные Небеса, Амитабхи совсем не вымышленное место, находящееся в
трансцендентальном пространстве; это реальная местность в горах Азии, точнее, место, окруженное пустыней в горах. Это резиденция тех Мастеров эзотерической мудрости, которые достигли уровня лоханов и анагаминов (Адептов). Она называется западной просто из географических соображений, и "великое кольцо Железных Гор", которое окружает Авичи, и семь Локов, опоясывающих Западный Рай, являются очень точными изображениями местностей и вещей, хорошо известных восточному человеку, изучающему оккультизм.

Здесь, как и в различных текстах, Западный Рай и Северная Страна Покоя оказываются тождественными по смыслу. В "Китайском буддизме" преподобного Джозефа Эдкинса, цитирующего, в свою очередь, китайского автора Сянь Цзяня, читаем следующее: "Бодхидхарма принес из Западного Царства Небесного (Шамбалы) "Печать Истины" (истинное доказательство) и открыл источник размышлений на Востоке. Он прямо указал на сердце и природу Будды, покончил с паразитическим и чуждым развитием на основе книжных представлений и основал таким образом Цзун-мэн, или эзотерическую ветвь системы, содержащую традиция сердца Будды". Ходят упорные слухи, что Бодхидхарма, прославленный патриарх дзэн, достиг Шамбалы, но здесь эта страна Адептов прямо отождествляется с Западным Раем школы махаяны.

Некоторые из современных писателей, упоминавших Шамбалу, не скрывают своего чувства благодарности книгам Николая Рериха. Несколько лет назад таши-лама, духовный глава тибетской теократии, бежал из Ташилхунпо и нашел убежище в Китае. Его отъезд был вызван политическими волнениями в стране. "Согласно пророчеству, - утверждает Констанс Бридж, - это знак приближения эры Шамбалы. Для мистиков Центральной Азии таши-ламы священны и неприкосновенны. Они - великие представители Калачакры, йоги использования высших энергий. Существует убеждение, что таши-лама во время своего таинственного бегства посетил землю Шамбалы, в которую имеет доступ. Непосвященным не может быть известно ее точное местонахождение, но в трудах мистиков многих стран ее координаты указываются символически". Тот же автор высказала в общих чертах предположение о том, что в восточных письменных источниках содержится намек на нахождение Шамбалы в районе Каракорума. Эти горы лежат к северу от Индии и к югу от озера Балхаш. Между этой областью и озером Байкал расположена автономная республика России Танну Тува. Рассматриваемая зона имеет колоссальные размеры, простираясь примерно от 70 до 110 градусов восточной долготы и от 30 до 60 градусов северной широты. Большая часть этого региона почти не исследована.

Хотя блистающая цитадель Шамбалы, возможно, и стоит на самом дальнем пике севера, истинный смысл священного города или философского государства, которым правит Кулика Манджушри Кирти (Ригден Джапо), Адепт-повелитель Колеса Времени, заключается в том, что на самом деле это духовное "над-государство", а Чанг Шамбала - прекрасная столица невидимого правительства земли. Это невидимая страна, населенная расой героев, которые поднялись над повседневными делами смертных и отправились в путешествие по Красной Дороге Севера.

Тибетцы верят, что северное сияние излучается с бастионов Шамбалы. Эти они хотят дать понять, что Страну Блаженных поймут те, кому известен истинный смысл полярного сияния и магнитных токов нашей планеты. Мастера тантрической школы йоги разбираются в том, какие нервы человеческого тела являются путями севера. Овладев эзотерическими доктринами Калачакры, они знают, что Атман есть Совершенный Адепт. Именно Вечное "Я" правит сновидением о времени и пространстве со сверкающей башни Чанг Шамбалы.

Путь к трону Ригден Джапо, Адепта Шамбалы и будущего Царя Мира, проходит внутрь и вверх вдоль узкого проводящего пути внутреннего дыхания. Только мистик, знакомый с древней мудростью, может полностью постичь Шамбалу разума, открываемую путем внутреннего переживания сознания.

Мир связан планом и целью, недоступными суждению среднего человека. Адепты, посвященные и ученики тайных школ, даже находящиеся в разных местах, - все составляют часть империи мудрецов, являющимися слугами Генералиссимуса Мира. Этот Генералиссимус, названный так примерно триста лет назад писателем-розенкрейцером Джоном Хейдоном, является иерофантом обрядов Шамбалы. Его долг - связывать воедино империю святых и мудрецов и готовить тот день, когда правитель Философской Империи станет царем всего мира.

Возможно, его пришествие не за горами, ибо говорят, что на знаменах Шамбалы царь изображен спустившим одну ногу с трона-лотоса и твердо ступившим ею на высокую гору Химават. Всадники Шамбалы скачут по воздуху, неся послания Царя Царей. Внизу на широких равнинах армии света и тьмы сражаются за верховную власть. Доведенные до отчаяния люди устремляют свои взоры на холмы, откуда придет к ним помощь. Человечество ждет исполнения обещания Царя Царей. Милосердный, всесострадательный Майтрейя пристально смотрит вниз со своего позолоченного трона. Внезапно в воздухе проносится стрела, инкрустированная бирюзой и украшенная перьями небесных птиц. Эта стрела - знак Гэсэр-хану, северному царю-воителю. Крылатые кони несут мольбы к престолу Ригдена Джапо. Знамена Шамбалы развернуты. Огромные барабаны грохочут во всех семи цитаделях Азии.

Все это символизм, миф, легенда, старинные предсказания и новые пророчества, но в каждой сказке есть доля правды. Адепты, посвященные и эзотерические школы охраняют Колесо Времени. Колесо поворачивается; люди слушают Доктрину, и в день "Будь-С-Нами" великая школа вернется в мир, восстановив преемственность священников-философов-царей, которые по праву помазанников божьих и по воле божьей являются естественными правителями человечества.

Мэнли Палмер Холл

http://nervana.name/buddism/shambals.htm

http://mph.ucoz.ru/publ/chang_shambala_ ... d/1-1-0-11


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Шамбала
СообщениеДобавлено: 08 ноя 2011, 01:21 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 май 2009, 00:24
Сообщения: 14628
[rutube]http://rutube.ru/tracks/615853.html?v=1eff9e530b573609beb62633b84986fd[/rutube]


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Шамбала
СообщениеДобавлено: 08 янв 2012, 21:53 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 май 2009, 00:24
Сообщения: 14628
Как найти путь в Шамбалу?

Изображение

Одна из многочисленных загадок Востока - Шамбала, легендарная страна, которую столетиями искали буддийские мудрецы в поисках истины и просветления. В их представлениях эта страна имела приблизительную географическую прописку – к северу от Индии, в районе рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи – то есть в Центральной Азии.
Известно даже время появления легенды об этой скрытой от глаз посторонних стране: X век. К этому времени относится текст Калачакра-тантры, содержащий первое упоминание о Шамбале. Учение калачакры, как утверждают, получено от Будды Шакьямуни через царя Сучандру, побывавшего в Южной Индии в поисках знаний. Шамбалу найти не так-то просто: дорогу туда могут найти лишь люди, чистые сердцем. Она сделалась невидимой для человеческих глаз после мусульманского вторжения в Центральную Азию в IX веке. Этой стране уготовано, что называется, большое будущее и важная миссия: при 25-м царе Калке Радже, который будет десятым воплощением бога Вишну, произойдет великая битва между силами добра, воинством Шамбалы, и силами зла, противниками буддизма. Победителями в ней будет воинство Шамбалы.
После чего наступит новая эпоха распространения буддизма и явится Пятый Будда – Майтрейя. Цари Шамбалы правили и правят согласно с учением Будды Шакьямуни (всего их 32) и призваны сохранять Шамбалу до момента упомянутой великой битвы ее сил с полчищами варваров.

Однако все это совсем не означает бесперспективность поисков Шамбалы хотя бы историками среди древних цивилизаций прошлого во вполне конкретном историко-географическом пространстве.
По мнению советских ученых Кузнецова и Гумилева, изучавших старинные тибетские карты, эта страна не такая уж и мифическая: она существовала в прошлом. Возможно, речь идет о Сирии эпохи царской династии Селевкидов, когда Сирия была могущественным государством своего времени. На персидском языке Сирия – Шам, а слово «боло» означает «поверхность». Слово «Шамбала» переводится как «господство Сирии», что отражает политическую реальность III-II веков до нашей эры.
Среди других вероятных мест расположения Шамбалы исследователи называют Северный Афганистан, горы Кунь-Луня, пустыню Гоби, Западный Китай.
О Шамбале подробно писали Николай и Елена Рерих - эта страна описана в их труде об учении «Живая Этика». В путевых дневниках, написанных во время путешествия по Тибету, Николай Рерих рассказывал о «большом количестве пещер в горах и горных убежищ, куда время от времени уходят некоторые ламы и откуда не все возвращаются обратно». В древних сказаниях говорится о глубоких подземных ходах и пещерах, которые ведут в подземные города, где имеются лаборатории и великолепные библиотеки. Считается, что там все сохранилось от начала мира.

У российских староверов есть предание о Беловодье, которое по своим описаниям весьма напоминает Шамбалу.
Есть еще и теософская традиция, согласно которой Шамбала - пространство, где находятся великие Учителя, направляющие эволюцию человечества, а для непросветленного человека она невидима и недоступна.
Чем же так привлекательна эта мифическая страна, о которой многие слышали, но которую мало кто видел? Согласно сказаниям, жители Шамбалы обладали многими полезными способностями: могли излечивать себя от любых болезней, читать чужие мысли, заглядывать в далекое будущее и жить до ста лет. Царь Шамбалы имел зеркало из стекла, дававшее возможность видеть на большие расстояния, а кроме того, у него имелись специальные линзы, позволявшие изучать жизнь на других планетах через застекленную крышу. По версии жителей Тибета, северное сияние излучают стены, окружающие Шамбалу.
Европейцы, конечно же, не могли остаться в стороне от поисков Шамбалы. И их взгляды обращались прежде всего в сторону Тибета. Европейцы предполагали, что жители Тибета поддерживали с Шамбалой близкие сношения, но держали их в тайне. Тем более что сами тибетцы утверждают, что заимствовали у Шамбалы свою календарную и астрологическую системы, а также сведения о медицине, некоторые элементы духовной музыки, живописи и архитектуры.

В 1627 году два миссионера-иезуита Йоак Каброль и Эстевар Каселла, которые пытались распространять учение Христа в Бутане, принесли на Запад легенду о спрятанном в далеких Гималаях земном рае. Однако об отправке испанских или португальских экспедиций на поиски Шамбалы ничего неизвестно: очевидно, поскольку доплыть до нее на кораблях было невозможно, эти страны – покорительницы морей потеряли к данной затее какой-либо интерес.
А вот XX век ознаменовался неоднократными попытками найти легендарную страну. Поиски велись на Памире и в Гималаях.
Известный историк Лев Гумилев в статье «Страна Шамбала в легенде и в истории» рассказывал об учителях Гитлера, Дитрихе Эккардте, Карле Хаусхофере и Альфреде Розенберге, сделавших свои выводы из тибетских мифов о далекой стране: «Фашистские идеологи исходили из того, что в глубокой древности на Востоке возникла некая страна Шамбала – центр могущества и насилия, управляющий стихиями и народами. Маги, водители народов, якобы могут заключать с Шамбалой мистические союзы, принося человеческие жертвы. По мнению вожаков нацизма, массовые человеческие жертвоприношения, побеждая равнодушие «Могуществ» – сил мрака, побуждали их к помощи жертводателям. Потому-то и были убиты шесть миллионов евреев и 750 тысяч цыган».
Впрочем, посвященные утверждают, что путь в Шамбалу лежит не столько во внешнем мире, сколько во внутреннем пространстве человека, и образованные ламы представляют Шамбалу как внутреннюю реальность – это особое состояние психики, которого можно достичь в процессе самосовершенствования. Нахождение Шамбалы, таким образом, означает достижение просветления.

О том, как попасть в Шамбалу, подробную инструкцию оставил в 1775 году III панчен-лама Тибета Лобсанг Палден Еше. Его произведение называлось «История Арьядеши и путь в Шамбалу, Святую землю». Лобсанг Палден Еше – любопытная, нужно сказать, личность. Он появился на свет в 1737 году, а четыре года спустя был признан тулку – переродившимся панчен-ламой и воплощением Будды Амитабхи. Его поселили в монастыре Ташилунпо, резиденции панчен-лам, и еще в юности лама проявил незаурядные способности и обнаружил наклонности к мистицизму, сложным духовным занятиям, увлечение историей, поэзией, искусством афоризма. Земную жизнь он закончил в 1780 году, умерев от оспы во время миссионерского путешествия в Пекин в сопровождении большой делегации.
Составлен трактат о путешествии в Шамбалу в жанре садхана – инструкции по тантрической медитации, а путешественник в эту страну там назван садхака. Наиболее точно перевести этот термин можно как «психонавт». Настоящий психонавт не преследует в своем путешествии меркантильных целей, а движим исключительно желанием служить всем живым и страдающим существам. Важным для путника является владение искусством созерцания и медитации. Выдвигаться следует в северном направлении, но сигнал к началу путешествия психонавт должен получить во сне. Тем, кто не получил такого разрешения, не стоит даже порываться: своей цели они не достигнут, а лишь нарвутся на крупные неприятности – их будут преследовать демоны и злые духи.

Однако и призванным психонавтам следует быть бдительными: на своем пути они встретят ужасных чудовищ; так воплощается вибрирующая непознанная энергия, до поры до времени притаившаяся в нашем подсознании. Лобсанг Палден Еше подробно описал то, с чем сталкивается путешественник в Шамбалу: фантастические пейзажи, горы, рощи, сады, реки, пустыни, города, невиданные растения, рыбы, птицы, люди, всевозможные жуткие и прекрасные существа.
На пути паломника встретятся горы Гандхары, где обитают хищные крылатые львы, и психонавту будет необходимо собрать погубленных ими животных, из мяса приготовить жертвоприношение, а кровью на угольной скале нарисовать беспощадную богиню – демоницу Мандеку, ее «тело, ужасное обвитое сброшенной человеческой кожей; зубы красные, зло оскаленные, когда она ест из черепа, наполненного кровью и сердцами». У реки Сатваланы психонавт должен остановиться на отдых и поднабраться сил. Вдоль речных берегов растет красный дикий рис, и кашей из этого риса, заправленной медом, должен питаться путешественник.
Заговорив пищу при помощи мантры под названием «Драгоценность пространства», он должен угостить обитающих в быстрых водах рыб. А рыб там много: с головами людей, обезьян, тигров, львов, леопардов, коров, ворон, попугаев. После угощения царь Рыб перенесет садхаку на противоположный берег. После чего психонавт достигнет снежных гор, где протекает много речушек, впадающих в 80 000 озер и в чистую реку. На востоке и на западе воды ее собираются в ядовитые холодные озера, в которых не могут обитать «ни рыба, ни крокодилы, ни птицы, а лишь одни существа из преисподней».

С ними нужно быть осторожным: если человек прикоснется к этой воде, то сразу превратится в янтарь. По ее берегам высятся горы медного цвета с тысячами пещер, где живут демоны с медными губами и конскими головами, женщины-полубогини из рода асуров, дочери подземных властителей – нагов, чарами и обворожительными песнями пытающиеся соблазнить садхаку. Психонавту, устремившемуся в Шамбалу, не подобает ни восхищаться, ни соблазняться, ни пугаться, ни отчаиваться, ни поддаваться унынию от всего увиденного, а лучше вспомнить важнейшую заповедь буддизма: «Пустота не может ранить Пустоту» – и, созерцая Пустоту, идти дальше.
По мере приближения к цели странствия путнику уже не будут страшны злые духи и джинны, поскольку он их сможет сходу укрощать силой своей мудрости. Перед взглядом паломника предстанут заснеженные горы в виде белого лотоса – так выглядят стены Шамбалы. Затем следует спуск в низину, название которой «Вечно счастливая». Оттуда откроется искрящаяся столица Шамбалы – Калапа. Перед входом туда путешественник должен пройти обряды очищения – курить фимиам, разбрасывать цветы, произносить мантры и медитировать. В каждом конкретном случае это может занять разное время – один день, неделю, две или даже месяц. Почувствовав чистоту, психонавт может войти в город. Шамбалу окружают горы, лее и двадцать восемь городов, а ее столица Калапа находится в центре страны. Главное здание в ней возведено из драгоценных камней, а ее жители говорят на языке богов – санскрите.

Однако помимо духовного значения, легенда о Шамбале представляла и вполне практический интерес. Например, Шамбала, как ни удивительно, была вовлечена в геополитические построения XIX-XX веков.
Легенду о загадочной стране вывел на высокий уровень международной политики бурятский монах Агван Доржиев (1854-1938). Он учился в Лхасе, столице Тибета, и стал одним из официальных оппонентов в диспутах по философским вопросам – ассистентом-наставником – Тринадцатого Далай-ламы. Кроме того, играл роль наиболее доверенного советника лидера Тибета в вопросах политики.
В историю колониальных разделов в Азии этот монах решил внести и свою лепту. За соперничество над Тибетом в то время спорили Китай и Англия. И Доржиев решил расширить круг претендентов на эту страну. Он стал убеждать далай-ламу обратиться за покровительством к России, уверяя его, что Шамбала – страна, по легенде, расположенная к северу от Тибета, – это Россия, а российский император Николай II – реинкарнация ламы Цинкапы, одного из весьма уважаемых в буддийской традиции религиозных деятелей. Согласно некоторым данным, он даже пытался вывести родословную династии Романовых от правителей Шамбалы.
Доржиев организовал несколько делегаций к российскому царскому двору и встречался с императором, добиваясь гарантий военной помощи Тибету в случае нападения третьей стороны, однако его старания успехом не увенчались. Зато видимым результатом такого окучивания петербургской почвы стало строительство буддийского храма Калачакры в Санкт-Петербурге. Разрешение на его постройку Доржиев испросил от имени живших в российской столице бурят и калмыков. Первая же публичная церемония, проведенная в новом храме в 1913 году, была приурочена ко дню трехсотлетия династии Романовых и посвящена молитвам за ее долгую жизнь. В комитет по строительству храма Калачакры входил и русский художник Николай Рерих, по его проекту были выполнены витражи этого храма.

Еще одна ситуация, когда Шамбала стала незримо присутствовать в политических событиях своего времени, сложилась в 20-е годы XX века. Известный персонаж Гражданской войны в России барон фон Унгерн-Штернберг – мистик, наркоман и борец с большевиками – был полевым командиром Белой гвардии и сражался с красными в Сибири. При поддержке Японии он решил освободить Монголию и в 1920 году вторгся туда с войсками. Барон стремился заручиться поддержкой своего предприятия со стороны тонкого мира. Как свидетельствует польский ученый Фердинанд Оссендовский, путешествовавший по Внешней Монголии в годы Гражданской войны и походов барона Унгерна, автор вышедшей в 1922 году книги «Звери, люди и боги», монгольские ламы рассказали ему об Агарти – подземном царстве, которое находится под Монголией. Им правит «Царь мира».
В мрачном будущем разразится страшная война и наш мир уничтожит материализм. В это время жители страны Агарти выйдут из своего подземного царства и положат конец этим ужасам и насилию. Такие сведения перекликаются с древними текстами, где речь идет о правителе Калке из Шамбалы, который придет на помощь миру, чтобы остановить ведущую к концу света войну. Оссендовский рассказал эту историю барону Унгерну, и тот для поисков Агарти дважды отправлял экспедиции во главе с принцем Паулзигом. Вторая экспедиция закончилась загадочно – принц Паулзиг пропал. Означает ли это, что он достиг своей цели и нашел Агарти?

Надо сказать, что и сам Фердинанд Оссендовский был непрост. Другой поляк, воевавший в те годы в армии Унгерна, инженер Камил Гизицки, рассказал в своей книге «Пересекая Уранхай и Монголию» о том, что Оссендовский передал Унгерну химическую формулу для изготовления ядовитого газа.
Оппонентом барона Унгерна в монгольских степях стал Сухэ-Батор – лидер коммунистического правительства Монголии, тоже отнюдь не чуждый мистических идей. Вдохновляя на борьбу с «черным бароном» свои войска, он обещал им, что в следующей жизни они переродятся воинами Шамбалы. Агитация во имя Шамбалы имела успех. В конце 1921 года его войска при помощи Красной армии взяли столицу Монголии Ургу (коммунисты переименовали этот город в Улан-Батор, в переводе с монгольского – «красный богатырь»), В 1924 году на карте мира появилось еще одно социалистическое государство – Монгольская Народная Республика. Однако это не означало расставание монголов с легендой о Шамбале.
Шамбала вновь стала актуальным политическим понятием в 1937 году, когда Япония оккупировала китайскую провинцию Внутреннюю Монголию. Стремясь заручиться поддержкой монголов, японская пропаганда подняла на щит утверждение, что Шамбала – это не что иное, как Япония.

В первой половине XX века легенду о Шамбале использовали в политических целях германские нацисты. Были даже идеи добиться покровительства гитлеровскому режиму со стороны Шамбалы. Одним из проповедников дружбы Германии с загадочной азиатской страной был Карл Хаусхофер. В начале XX века он был германским военным советником в Японии. Хаусхофер любил Восток, японскую культуру, изучил японский язык и древний санскрит, год проучился в Тибете. В 1918 году он основал в Берлине оккультное общество «Врил», которое должно было установить контакт с живущими под землей сверхсуществами. По мысли Хаусхофера, они проживали в Тибете. Там же обитали истинные арийцы.
Любимой темой для теоретических построений Хаусхофера была геополитика. Согласно его теории, раса достигает могущества, когда расширяет свое жизненное пространство – Lebensraum, покоряя соседние страны. В начале 1920-х годов Хаусхофер встает во главе Института по геополитике в Мюнхене и с 1923 года убеждает в правоте своих воззрений Адольфа Гитлера. Когда Гитлер приходит к власти, Хаусхофер агитирует его организовать специальный научный институт «Аненербе» – бюро по изучению родового происхождения. Главным его заданием было исследование истоков возникновения арийской расы.

Важным регионом для этих исследований была Центральная Азия.

Согласно его теории, две группы арийцев мигрировали на юг из Гипербореи. Одна из групп мигрировала в Атлантиду и там смешалась с лемурийцами. Их потомки увлеклись черной магией и занялись завоевательными войнами. Была и другая ветвь арийцев, которые откочевали на юг. Они прошли Северную Америку и северную часть Евразии, пустыню Гоби. Там они основали страну Агарти. Немецкие оккультисты из Общества Туле страну Агарти ассоциировали с Асгардом – страной, где обитали боги скандинавской мифологии. Сравнивали Агарти и с Арианой – родиной ариев. Это персидское название, заимствованное и древними греками.
Ариана располагалась на пространстве от Восточного Ирана, на землях Афганистана и дальше, до Узбекистана. После глобальной катастрофы страна Агарти ушла под землю. В представлениях оккультистов Агарти являлась страной добродетели и светлого пути, а Шамбала – страной грубого материализма, зла и насилия, где сконцентрирована негативная энергия.
Общество Туле планировало заключить с Шамбалой договор, но сотрудничать и помогать немецким оккультистам согласилась лишь Агарти. В середине 20-х годов XX века в немецких городах Берлине и Мюнхене имелись колонии индусов и тибетцев под названием «Общество зеленых людей», они находились в «астральной связи» с Обществом зеленого дракона в Японии. Членом этого общества был Хаусхофер, он вступил туда предположительно в первые годы своего пребывания в Японии. Во главе таинственного Общества зеленых людей стоял тибетский монах, которого называли «человеком в зеленых перчатках» и который был хранителем ключей от Агарти. Высказывалось предположение о его частых визитах к Гитлеру.

В поисках скрытой в снегах Тибета страны из Германии туда регулярно с 1926 по 1943 год посылались экспедиции. Во время третьей экспедиции в Тибет во главе с Эрнстом Шэффером, организованной «Аненербе» и состоявшейся в 1938-1939 годах, антрополог Бруно Бегер занимался измерением черепов среди множества тибетцев и сделал заключение, что тибетцы – это переходная раса между арийцами и монголами и потому могут стать мостом для союза Германии и Японии. Косвенные сведения, полученные в результате захвата Берлина войсками союзников в конце войны, подтверждают эти предположения.
Советские войска обнаружили в столице поверженного рейха около тысячи трупов солдат, совершивших самоубийство; они относились к гималайской расе, носили немецкую униформу и не имели при себе документов, удостоверяющих личность. Именно так – совершить харакири, защищая свою честь, – должны были поступить члены японского Общества зеленого дракона. Так поступил и его член Карл Хаусхофер. Он сделал себе харакири, не желая предстать перед Нюрнбергским трибуналом.
В публикациях, посвященных оккультной составляющей нацизма, было высказано предположение, что лидер Третьего рейха Адольф Гитлер восцользовался могуществом Шамбалы. Согласно этим исследованиям германские нацисты, руководствуясь доктриной мистика, оккультиста и геополитика Карла Хаусхофера и Общества Туле, снаряжали экспедиции в Тибет, дабы заручиться поддержкой со стороны Шамбалы для воплощения грандиозных планов военных завоеваний и переустройства мира. Хаусхофер стоял у истоков общества «Врил», тесно связанного с Обществом Туле, и был пропагандистом своих идей среди верхушки нацистского рейха, прививая свои воззрения фюреру Германии Адольфу Гитлеру.

Загадочная страна Шамбала веками привлекала жителей Азии и Европы таинственным неземным, выходящим за рамки обычного восприятия реальности существованием. Чего тут больше и что представляет собой Шамбала – исторический курьез, игру воображения, воплощение стремлений к великим географическим открытиям или желание заглянуть за горизонт не только пространства, но и реальности – Шамбала не дает ответа на эти вопросы и продолжает хранить свою загадку.

А.В.Дзюба »Тайны и загадки истории и цивилизаций»
planeta.moy.su


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Шамбала
СообщениеДобавлено: 06 мар 2012, 17:15 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 май 2009, 00:24
Сообщения: 14628


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB


Подписаться на рассылку
"Вознесение"
|
Рассылки Subscribe.Ru
Галактика
Подписаться письмом