Текущее время: 25 мар 2019, 11:50




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 106 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 8  След.
 Люди, украсившие Наш Мир 
Автор Сообщение
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2009, 05:46
Сообщения: 8500
Сообщение Люди, украсившие Наш Мир
Василий Шукшин

(25.07.1929, с. Сростки Бийского района Алтайского края, - 02.10.1974, станица Клетская Волгоградской обл., похоронен в Москве) - русский писатель, кинорежиссёр, актёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969).


За 45 лет жизни Василий Шукшин успел прославиться на весь Союз как талантливый писатель, сценарист, кинорежиссер и актер. Но прежде чем простой деревенский парень добился признания, он работал такелажником, моряком, истопником, учителем, инструктором райкома, директором школы. 25 июля 2009 года Василию Шукшину исполнилось бы 80 лет.

Детство

Василий Шукшин родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались крестьянами-единоличниками, или середняками. Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз. Глава семьи - Макар Леонтьевич Шукшин - стал работать механизатором на молотилках, в деревне пользовался заслуженным уважением. Однако в дальнейшем это не спасло его от репрессий: в 1933 году Макара Леонтьевича арестовали.

В 22 года мать, Мария Сергеевна, осталась без кормильца с двумя малолетками на руках. Глухое отчаяние наводило на страшные мысли: отравить себя и детей. Помощи ждать было неоткуда. У сестер своих детей семеро по лавкам. Судьба уберегла от греха. Затем пришло трезвое осознание того, что надо жить, если не ради себя, то хотя бы ради детей. И вскоре Мария Сергеевна вышла замуж повторно, за односельчанина Павла Куксина.

Отчима своего Павла Куксина Василий Шукшин позже вспоминал как человека редкой доброты. Женился он по любви. А как иначе? Ведь вдовую взял, да с двумя детьми. И только начала налаживаться жизнь, как грянула война народная. "Второй отец" Шукшина ушел на фронт, а через год принесли похоронку.

Так и стал тринадцатилетний Василий Макарович главным мужчиной и кормильцем в доме. По воспоминаниям очевидцев, Шукшин рос мальчишкой замкнутым, что называется, "себе на уме". В общении со сверстниками он держал себя строго и требовал, чтобы те называли его не Васей, а Василием. Те, естественно, не понимали подобных просьб и частенько насмехались над товарищем. В таких случаях Шукшин поступал соответственно своему характеру - убегал в протоки Катуни и скрывался на ее островах по несколько дней.

Лет в пятнадцать к Василию пришла первая любовь. Это была четырнадцатилетняя девочка из их села Маша Шумская. Как и все деревенские пары, они сидели на лавочке до рассвета, гуляли по берегу, мечтали... Он провожал ее с тырла.

"Сейчас пишут, что тырло - это посиделки, - вспоминает Мария Ивановна. - А это ведь не так... Место такое было: где сейчас музей в Сростках, и от него переулок к клубу. Там и собиралась молодежь, гармонист играл, девушки пели частушки, плясали... Вот это и называлось тырло".

"В люди"

В шестнадцать лет, окончив семь классов, Шукшин уехал из Сросток: хотел "выйти в люди". С 1945 по 1947 годы он учился в Бийском автомобильном техникуме (35 км от Сросток), но закончить его он так и не сумел - чтобы прокормить семью, пришлось учебу бросить и устраиваться на работу.

Первым местом работы Шукшина стал трест "Союзпроммеханизация", который относился к московской конторе. Устроившись туда в 1947 году в качестве слесаря-такелажника, Шукшин вскоре был направлен сначала на турбинный завод в Калугу, затем - на тракторный завод во Владимир.

В апреле 1949 года последовала новая смена рабочего места - на этот раз его отправили на строительство электростанции на станцию Щербинка Московско-Курской железной дороги. Там он проработал несколько месяцев, после чего попал на строительство железнодорожного моста на станции Голицыне. Именно там (в октябре) его и застала повестка из военкомата о призыве на действительную военную службу.

Окончив учебку по специальности радиста, Шукшин в 1950 году попал в одну из частей Черноморского флота, дислоцированную в Севастополе. Во время службы Василий с Машей писали друг другу чуть не каждый день. И многие тогда им завидовали…

Однако прослужить "от звонка до звонка" Шукшину не удалось - в 1953 году у него обнаружилась язвенная болезнь желудка. По рассказам самого Шукшина, ему стало плохо прямо на палубе. Его скрутила такая адская боль, что он едва не потерял сознание. Видя это, врач приказал нескольким матросам срочно доставить его на берег. А на море в это время разыгрался шторм. Но иного выхода не было, и Шукшина положили в шлюпку. Позже В. Шукшин так вспоминал об этом: "Вот так раз - и вверх, а потом вниз проваливаешься. А боль - прямо на крик кричал: "Ребята, ребята, довезите!" Стыдно, а не могу, кричу. А они гребут. Не смотрят на меня, гребут. Довезли".

Вскоре медицинская комиссия Главного военного госпиталя Черноморского флота комиссовала Шукшина.

Возвращение в родные пенаты

После возвращения в 1953 году в родные Сростки, Василий и Мария сыграли свадьбу. Мария Ивановна говорит, что это было самое счастливое время. Василий экстерном сдал экзамены за 10 классов и поступил на работу в школу сельской молодежи в качестве учителя 5-7-х классов (преподавал русский язык и литературу) и одновременно директора.

Однако проучительствовал он недолго. Поступил было в автомобильный техникум, но вскоре понял, что и это не его стезя - поршни и цилиндры вгоняли его в тоску. Те же чувства он испытал, когда устроился работать инструктором Бийского райкома партии. И вот тогда Шукшин решил отправиться в Москву, поступать на сценарный факультет ВГИКа.

Мария не препятствовала мужу, поскольку видела, что тот просто бредил Москвой. Поддержала сына и мать Мария Сергеевна, более того, сделала все, что могла - продала корову и вырученные деньги отдала сыну.

В 1955 году Василий отправился покорять Москву, а Мария поехала в Новосибирск, поступать в пединститут…

Поступление во ВГИК

Придя на сценарный факультет ВГИКа, Шукшин представил на суд экзаменаторов свои рассказы, которые были записаны в толстую амбарную тетрадь. Так как почерк у Шукшина был очень мелкий, а тетрадь была очень толстая, девушки в приемной комиссии читать написанное поленились, решив про себя, что этот абитуриент типичный графоман. Однако, чтобы не обижать его, решили посоветовать: "У вас фактурная внешность, идите на актерский". Вот что рассказывал бывший сокурсник Шукшина кинорежиссер А. Митта: "Тут от студентов Шукшин узнал, что есть еще и режиссерский факультет. А он понятия не имел, что есть такая профессия - режиссер. Думал, что для постановки фильма собираются артисты и договариваются между собой, как снимать. Оказалось, что режиссер - хозяин картины, главный человек. Тогда он подал на режиссерский.

Вгиковские педагоги боялись его брать. Он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, чего нельзя. Педагоги опасались, что он всех перебаламутит и их из-за него выгонят с работы. Но в него поверил Михаил Ромм...

Говорят, что на экзамене М.И. Ромм попросил Шукшина:
- Расскажите мне о Пьере Безухове.
- Я "Войну и мир" не читал, - простодушно сказал Шукшин. - Толстая книжка, времени не было.
- Вы, что же, толстых книг никогда не читали? - удивился Ромм.
- Одну прочел, - сказал Шукшин. - "Мартин Иден". Хорошая книжка. Ромм возмутился:
- Как же вы работали директором школы? Вы же некультурный человек! А еще режиссером хотите стать!

И тут Шукшин взорвался:
- А что такое директор школы? Дрова достань, напили, наколи, сложи, чтобы детишки не замерзли зимой. Учебники достань, керосин добудь, учителей найди. А машина одна в деревне - на четырех копытах и с хвостом... А то и на собственном горбу... Куда уж тут книжки толстые читать...

ВГИКовские бабки были счастливы - нагрубил Ромму, сейчас его выгонят. А мудрый Ромм заявил: "Только очень талантливый человек может иметь такие нетрадиционные взгляды. Я ставлю ему пятерку".

Расставание с первой женой

Поступив во ВГИК, Шукшин поселился в общежитии института на Трифоновской улице. А в 1957 году вскоре в Сростки пришло письмо. Василий писал матери, мол, так и так, полюбил другую женщину, с Марией буду разводиться. Сельский почтальон по ошибке передал письмо Шумским. Тесть, Иван Степанович, поехал в Москву. Поговорил с зятем по душам. Пригрозил, что убьет, если тот не вернется к его дочери. Но у Шукшина уже была другая подруга жизни...

Но Мария ни когда не держала на него зла. Уже гораздо позже, после его смерти она скажет: "Почему-то я всегда о нем помнила. Иногда глаза закрою, а он у меня в глазах стоит. И даже с открытыми глазами я все равно его вижу - молодого, веселого... И чем это объяснить, даже не знаю".

Мария Ивановна так и осталась жить в селе и работать учительницей…

Первые роли в кино

В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова "Тихий Дон" (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде - изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актера.

Летом следующего года Шукшин оказался на практике в Одессе и совершенно внезапно получил приглашение от режиссера Марлена Хуциева сыграть главную роль в его фильме "Два Федора".

Фильм "Два Федора" вышел на экраны страны в 1959 году, и его премьера состоялась в столичном Доме кино на улице Воровского. Причем Шукшин это торжественное мероприятие едва не пропустил. Накануне он выпил лишнего, устроил скандал в общественном месте, и его задержала милиция. Когда об этом узнал Хуциев, он тут же бросился выручать Шукшина. Он приехал в отделение милиции и встретился с его начальником. Разговор был долгим, и страж порядка долго не хотел идти навстречу режиссеру. При этом его аргументы были довольно убедительными. "У нас перед законом все равны! - говорил он. - А артисту тем более непозволительно вести себя подобным образом!"

И все же Хуциеву удалось уломать милиционера. Судя по всему, решающее значение имело то, что Хуциев пригласил начальника отделения на премьеру картины, пообещал устроить ему лучшие места в зале. Так состоялась премьера этого фильма. Она оказалась очень успешной, и Шукшина-актера заметили.

Литература

Параллельно с успехами в кино довольно успешно складывалась и литературная судьба Шукшина. С третьего курса, по совету Ромма, он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям в надежде, что какая-нибудь из них обратит внимание на его труды. И он не ошибся. В 1958 году в журнале "Смена" был опубликован его рассказ "Двое на телеге". Однако эта публикация прошла не замеченной ни критикой, ни читателями, и удрученный Шукшин на время перестал рассылать свои произведения по редакциям.

Но уже в начале 60-х одно за другим стали выходить в свет литературные произведения Шукшина. Хронология этих публикаций такова: рассказы "Правда", "Светлые души", "Степкина любовь" были напечатаны в журнале "Октябрь" - в № 3 за 1961 год; "Экзамен" - в № 1 за 1962-й; "Коленчатые валы" и "Леля Селезнева с факультета журналистики" - в № 5 за тот же год.

В 1963 году в издательстве "Молодая гвардия" вышел первый сборник В. Шукшина под названием "Сельские жители". В том же году в журнале "Новый мир" (№2) были напечатаны два его рассказа: "Классный водитель" и "Гринька Малюгин" (цикл "Они с Катуни").

Кино. Начало 60-х

В 1960 году Василий Шукшин окончил ВГИК. Его дипломная работа - короткометражный фильм "Из Лебяжьего сообщают" - осталась незамеченной. Фильм рассказывал об одном будничном рабочем дне сельского райкома партии в жаркий период летней страды. Посмотрев его, многие коллеги Шукшина посчитали фильм несовременным, в какой-то мере даже скучным.

Зато актерская карьера Шукшина в те годы складывалась гораздо успешнее, чем режиссерская. После фильма "Два Федора" приглашения сниматься посыпались на него со всех сторон. Буквально за короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин: "Золотой эшелон" (1959), "Простая история" (1960), "Когда деревья были большими", "Аленка", "Мишка, Серега и я" (все-1962), "Мы, двое мужчин" (1963) и др.

На основе своих рассказов "Классный водитель" и "Гринька Малюгин", опубликованных в 1963 году, Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма "Живет такой парень". Съемки картины начались летом того же года на Алтае.

На главную роль - шофера Паши Колокольникова - Шукшин пригласил своего однокурсника по учебе во ВГИКе Леонида Куравлева, которого он уже однажды снимал в своей дипломной работе "Из Лебяжьего сообщают". На другие роли он пригласил ряд известных актеров, часть из которых согласилась работать с режиссером-дебютантом, часть - нет.

Картина "Живет такой парень" вышла на экраны страны в 1964 году и получила восторженные отклики публики. Хотя сам Шукшин был не слишком доволен его прокатной судьбой. Дело в том, что фильм почему-то записали в разряд комедий и, отправив в том же году на международный кинофестиваль в Венецию, выставили его на конкурс детских и юношеских фильмов. И хотя картине присудили главный приз, Шукшин таким поворотом событий был не удовлетворен. Ему даже пришлось выступить на страницах журнала "Искусство кино" (№ 9) с собственным пояснением к фильму. Вот что он заявил: "Я очень серьезно понимаю комедию. Дай нам бог побольше получить их от мастеров этого дела. Но в комедии, как я ее понимаю, кто-то должен быть смешон. Герой прежде всего... Герой нашего фильма не смешон".

Виктория Софронова

В те же годы существенные изменения происходили и в личной жизни Шукшина. В 1963 году много говорили его романе с известной поэтессой Беллой Ахмадулиной, которую он даже снял в своей первой картине "Живет такой парень" (она сыграла журналистку). Однако, через несколько месяцев их роман благополучно завершился, и судьба свела Шукшина с другой женщиной - Викторией Софроновой. Было ей в ту пору 33 года, она была разведена и трудилась редактором в журнале "Москва".

Встретились они в Центральном доме литераторов на обсуждении его новой повести. По окончании встречи Виктория вместе с друзьями отправилась в кафе. Она вспоминает:

"Заказали столик, и вдруг туда же заходит Шукшин. С Беллой Ахмадулиной. У них тогда заканчивался роман, и это был их прощальный вечер. С ними были еще Андрей Тарковский с женой. Случайно или нет, но мы оказались с Шукшиным за столиками лицом к лицу. И весь вечер смотрели друг другу в глаза. Хотя мне, в общем-то, несвойственна такая смелость.

Потом он меня нашел. Я тогда только развелась с мужем, детей не имела... Жили мы вместе, но Вася часто был в разъездах, на съемках. Когда приезжал, к нам приходили его друзья: оператор Саша Саранцев, Вася Белов. Мы все спорили. Я и мама защищали советскую власть, а Вася ругал. У него же отец был репрессирован. И он вообще очень отличался от всех. В шкафу, например, у него стояла иконка.

Я Шукшина очень любила. А он был ревнив. Однажды даже подрался с Саранцевым из-за того, что тот, прощаясь, меня поцеловал.

Однажды он позвал меня на родину, в Сростки. Мать и сестра Василия мне показались строгими, но хорошими. До тех пор пока мы с Шукшиным были вместе, они поддерживали со мной отношения. Потом с Васей что-то произошло, он охладел. Я поняла, что мы скоро расстанемся. Сказала об этом ему. И вскоре забеременела..."

Видимо, первая серьезная трещина в их отношениях произошла летом 1964 года, когда Шукшин отправился в Судак на съемки фильма "Какое оно, море?" (режиссер Э. Бочаров). И там судьба свела его с 26-летней киноактрисой Лидией Федосеевой.

Лидия Федосеева

Когда Федосеева узнала, что ее партнером по съемкам будет Шукшин (он должен был сыграть роль бывшего уголовника, матроса Жорку), она расстроилась. В кинематографической среде ходили разговоры о пьяных загулах этого человека, поэтому ничего хорошего от встречи с ним актриса не ждала. Был даже момент, когда она попросила режиссера подыскать, пока не поздно, замену Шукшину, иначе они все с ним намаются. Но режиссер заверил ее, что все будет нормально.

Первая встреча Шукшина и Федосеевой произошла в поезде по дороге в Судак. Она ехала в одном купе со своей дочкой Настей и операторами картины.

Л. Федосеева вспоминает: "Я потихоньку наблюдала за Шукшиным: глаза у него зеленые - веселые, озорные и хулиганистые. Компания оказалась на редкость приятной, и я запела. И запела - "Калину красную". Он вдруг странно посмотрел на меня и подхватил...

Когда же все заснули, чувствую, как кто-то входит в купе. Смотрю - Вася. Тихонько присаживается ко мне и говорит: "Ну, давай, рассказывай о себе". Всю ночь мы проговорили.

Когда ехали в автобусе в Судак, остановились в лесочке. Помню, я первая вошла в автобус, а Шукшин за мной и что-то под пиджаком держит. Спрашиваю: зверька поймал? А он мне - маленький букетик цветов. Потом узнала, что это были первые цветы, которые он подарил женщине. Я долго хранила их".

Между тем 12 февраля 1965 года у Виктории Софроновой родилась девочка от Шукшина. Ее назвали Катей. Через несколько дней Викторию с ребенком выписали из роддома, и когда они вышли на улицу, там их уже дожидался Шукшин. Но радостной встречи не получилось. Виктория уже знала, что ее любимый встречается с другой женщиной, и тут же потребовала от него сделать окончательный выбор. Но ничего вразумительного Шукшин ей сказать так и не смог. И она его выгнала. И хотя он и после этого продолжал приходить к ней и к ребенку, однако теплых отношений между ними уже не было.

В. Софронова вспоминает: "Вася оказался меж двух огней. Он жил то с Лидой, то со мной. Ему дали квартиру в Свиблове, когда у него что-то с ней не заладилось, она ушла, он пригласил нас с Катей к себе. Мы приехали, но мне было там неуютно, к тому же Вася пил. Мы уехали к себе..."

Несбывшиеся замыслы

Тем временем творческая энергия Шукшина трансформируется в целый ряд новых литературных и кинематографических проектов. Во-первых, выходит новая книга его рассказов под названием "Там вдали...", во-вторых, в 1966 году на экранах появляется его новый фильм - "Ваш сын и брат", который через год удостаивается Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Мысли о России привели Шукшина к идее снять фильм о Степане Разине. По словам Лидии Федосеевой, в течение всего 1965 года Шукшин внимательно изучал исторические труды о второй крестьянской войне, конспектировал источники, выбирал из антологий нужные себе народные песни, изучал обычаи середины и конца XVII века и совершил ознакомительную поездку по разинским местам Волги. В марте следующего года он подал заявку на литературный сценарий "Конец Разина", и эта заявка первоначально была принята. Съемки фильма намечались на лето 1967 года. Шукшин был целиком захвачен этой идеей и ради ее претворения в жизнь забросил все остальные дела: он даже прекратил сниматься в кино, хотя его звали к себе на съемочную площадку многие известные режиссеры. Только для С. Герасимова он сделал исключение, снявшись в 1966 году в эпизодической роли журналиста-международника в его картине "Журналист". Однако все оказалось напрасным - высокое кинематографическое начальство внезапно изменило свои планы и съемки фильма заморозило. При этом были выдвинуты следующие доводы: во-первых, сейчас нужнее фильм о современности, во-вторых, двухсерийный фильм на историческую тему потребует огромных денежных затрат. Короче, Шукшину дали понять, что съемки фильма о Разине откладываются на неопределенное время.

То же самое произошло и с другой идеей Шукшина - желанием экранизировать собственную сатирическую сказку "Точка зрения". Во время обсуждения этой заявки на студии имени Горького коллеги Шукшина внезапно приняли его идею в штыки. Известный режиссер С. Юткевич, к примеру, заявил: "Картина в целом предстает настолько неутешительной, что вряд ли она принесет много радости зрителям, даже желающим надсмеяться над своими недостатками и трудностями в наступающем юбилейном году" (приближалось 50-летие советской власти). Убийственные выводы коллег произвели на Шукшина тягостное впечатление.

Пагубная привычка

Многие рассказывают о пристрастии Шукшина к спиртному. В чем же причина? Вряд ли стоит объяснять, почему в те годы пили многие выдающиеся артисты: Георгий Бурков, Владимир Высоцкий… Талантливые актеры всегда чувствуют окружающую их обстановку особенно тонко, и не всегда могут справиться с навалившейся на них системой.

Вспоминает С. Ростоцкий: "У меня в столе лежит копия письма, которое я однажды направил Василию Шукшину в его алтайские Сростки. Не так давно мне эту копию передала одна женщина. В свое время было очень тяжелое положение у Василия Макаровича - и творческое, и бытовое. Лечился он двумя способами: русским национальным напитком и поездками на родину в Сростки. Вот уехал он в очередной раз. Я в этот период фильм снимал. И вдруг вызывает меня директор киностудии имени Горького Григорий Иванович Бритиков и говорит: "Стас, с Васей плохо, поезжай, привези". Не мог я тогда поехать - нельзя было бросить съемочную группу, остановить картину. Сел за это письмо. В нем я рассуждал о самоубийстве - все ведь боялись именно этого, что Шукшин что-нибудь с собой сделает. А я писал о своем поколении, о войне, о том, что вхожу в три процента счастливчиков 1922 года рождения, которые вернулись в мае 1945-го. Василий Макарович приехал. Надо было его знать... Он подошел ко мне в коридоре киностудии и пожал руку: "Спасибо"".

А вот что вспоминает о тогдашнем состоянии мужа Л. Федосеева-Шукшина: "Вася мог две-три недели пить, был агрессивный, буйный. Я выгоняла из дома всех, кого он приводил. На себе его не раз притаскивала… Когда же родилась Маша (в 1968 году), он бросил на время пить. Дети его спасли..."

Действительно - дети его спасли… Позже, когда Маша подросла, с Василием Макаровичем произошел случай, после которого он навсегда завязал со своей пагубной привычкой. Однажды Шукшин отправился с Машей гулять. По пути встретил приятеля, зашел с ним в забегаловку, выпили, разговорились. Про дочку, которую оставил на минутку у входа, забыл напрочь, а когда вспомнил и выскочил на улицу, ее уже нигде не было. В панике обежал весь район, все дворы и подъезды... Пока бегал, дал себе зарок: если найдет дочь - в рот не возьмет больше ни капли. Дочку он, наконец, нашел. Свое слово он сдержал до самой смерти, не нарушив зарок ни на Новый год, ни на день рождения...

Анатолий Заболоцкий, оператор фильмов Шукшина, рассказывал, что даже на съемках фильма "Они сражались за Родину", будучи в гостях у М. Шолохова, когда тот уговаривал его пригубить шампанского, отказался наотрез. На что Шолохов обиженно произнес: "Буду у тебя в Москве, чашки чаю не трону!.."

Кино на рубеже 60-х - 70-х

Через год после рождения Маши в семье Шукшиных на свет родилась еще одна девочка - Оля. Это радостное известие застало Шукшина в окрестностях Владимира на съемках очередной картины - "Странные люди". В основу ее легли три шукшинских рассказа: "Чудик", "Миль пардон, мадам!" и "Думы".

Путь этого фильма к экрану оказался довольно сложным. Целых восемь месяцев сдавал его Шукшин. В процессе съемок и сдачи его он успел сняться в нескольких картинах: у С. Герасимова в "У озера", у И. Шатрова в "Мужском разговоре", у Ю. Озерова в "Освобождении" и советско-венгерском фильме "Держись за облака" (в ноябре 1969 года слетал на съемки в Будапешт). А в начале следующего года фильм "Странные люди" наконец был принят и вскоре выпущен на экран.

В 1969 году В. Шукшину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Что касается творческих планов Шукшина в тот период, то его не оставляла надежда добиться постановки фильма о Степане Разине. В феврале 1971 года он пишет очередную заявку на имя директора киностудии имени Горького Г. Бритикова с просьбой разрешить ему снять эту картину. Но ему опять заявили, что сейчас нужнее фильм о современности, и в итоге уже второй раз Шукшин был вынужден снимать вместо "Разина" совсем другую картину.

Этим фильмом стали "Печки-лавочки". В своей заявке Шукшин так излагает содержание сценария этого фильма: "Это опять тема деревни, с "вызовом", так сказать, в город. Иван Расторгуев, алтайский тракторист, собрался поехать отдохнуть к Черному морю. История этой поездки и есть сюжет фильма. Историю эту надо приспособить к разговору об:
1. Истинной ценности человеческой.
2. О внутренней интеллигентности, о благородстве.
3. О достоинстве гражданском и человеческом…"

На роль Ивана Расторгуева Шукшин с самого начала наметил своего любимого актера-Леонида Куравлева. Однако тот внезапно отказался от этого предложения и предложил Шукшину… взять эту роль себе. Шукшин так и сделал. И не ошибся. Н. Зоркая позднее писала: "Вот тут-то и обнаружилось, какого артиста имеет советский кинематограф в Василии Шукшине! Открылось во всю ширь широкого экрана, в максимальном приближении к нам на крупных и сверхкрупных планах: режиссер и оператор в "Печках-лавочках" увлекались широким экраном и сверхкрупными планами, специально выделяли и укрупняли в лице человека как бы центральную "зону общения" и мимической выразительности-глаза, губы. Наверное, юмор есть первое свойство актерской игры Шукшина в "Печках-лавочках". И еще тонкая, просто филигранная, изысканная отделка роли". Однако публика, в отличие от критики, приняла этот фильм достаточно сдержанно.

"Калина красная"

В конце 1972 года Шукшин перешел со студии имени Горького на "Мосфильм". Сделано это было по одной причине: на "Мосфильме" ему пообещали помочь в осуществлении его давнего замысла - постановки фильма о Степане Разине. Однако и здесь ситуация с "Разиным" оказалась достаточно сложной. Руководители "Мосфильма" отделывались расплывчатыми обещаниями и конкретных сроков постановки Шукшину не называли. Ему даже пришлось искать помощи в ЦК КПСС, но и там ответ был туманный: "Мы постараемся разобраться..."

Тем временем, пока в ЦК разбирались, Шукшин приступил к съемкам очередной своей картины - "Калина красная". Работа над ней началась весной 1973 года в Вологодской области, под Белозерском. Как и в "Печках-лавочках", Шукшин в этой картине выступил в трех ипостасях: режиссер, сценарист и исполнитель главной роли. На встрече со зрителями в Белозерске той же весной Шукшин так объяснял замысел фильма: "Эта картина будет поближе к драме. Она - об уголовнике. Уголовник... Ну, какого плана уголовник? Не из любви к делу, а по какому-то, так сказать, стечению обстоятельств житейских...

Ему (Егору Прокудину) уже, в общем, сорок лет, а просвета никакого в жизни нет. Но душа-то у него восстает против этого образа жизни. Он не склонен быть жестоким человеком... И вот, собственно, на этом этапе мы и застаем нашего героя - когда он в последний раз выходит из тюрьмы. И опять перед ним целый мир, целая жизнь".

Заключительная часть работы над картиной совпала у Шукшина с обострением язвенной болезни. Вспоминает В. Фомин: "Я сам своими глазами видел, как буквально умирал, таял на глазах Шукшин, сбежавший из больницы, чтобы исполнить навязанные "исправления" и тем самым спасти картину от худшего. "Калина красная" была уже вся порезана, а самому автору надо было немедленно возвращаться в больницу. Но он боялся оставить фильм в "разобранном" виде, чтобы как-то "зализать", компенсировать нанесенные раны, хотел сам осуществить чистовую перезапись. Смены в тон-студии казались нескончаемыми - по двенадцать и более часов в сутки. Но буквально через каждые два-три часа у Василия Макаровича начинался очередной приступ терзавшей его болезни. Он становился бледным, а потом и белым как полотно, сжимался в комок и ложился вниз лицом прямо на стулья. И так лежал неподвижно и страшно, пока боль не отступала. Он стеснялся показать свою слабость, и его помощники, зная это, обычно уходили из павильона, оставляя его одного. Тушили свет и уходили.

Сидели в курилке молча. Проходило минут двадцать-тридцать. Из павильона выходил Шукшин. Все еще бледный как смерть. Пошатываясь. Как-то виновато улыбаясь. Тоже курил вместе со всеми. Пытался даже шутить, чтобы как-то поднять настроение. Потом все шли в павильон. И снова приступ..."

Фильм "Калина красная" вышел на экраны страны в 1974 году и буквально потряс зрителей. Без преувеличения можно было сказать, что ничего подобного в отечественном кинематографе еще не было. Рассказывает С. Бондарчук: "Помню один из первых просмотров фильма. Это было в Госплане СССР. Так случилось, что до последней минуты мы не знали, будем показывать фильм или нет. Все были очень напряжены, особенно Шукшин. Просмотр все-таки состоялся. Когда фильм окончился, зрители аплодировали и на глазах у многих были слезы, Шукшин все повторял мне: "Ты видишь, им понравилось!" Он ликовал".

Фильм был необычен и для самого Шукшина. Ведь долгое время Шукшин считался исключительно мастером рассказов, представителем деревенской прозы, который и в кино ("Живет такой парень", "Ваш сын и брат", "Странные люди", "Печки-лавочки") сожалел о губительном нравственном перерождении простых людей в условиях развития урбанизационных процессов. До "Калины красной" творчество Шукшина нередко оценивали с точки зрения противопоставления города и села, урбанистической безликости и деревенской естественности, бездуховности горожанина и глубинной связи сельского жителя с родной землей.

На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года "Калина красная" была награждена главным призом - первый случай в практике проведения отечественных кинофорумов. Причем жюри специально оговорило свое решение: "Отмечая самобытный, яркий талант писателя, режиссера и актера Василия Шукшина, главная премия фестиваля присуждена фильму киностудии "Мосфильм" "Калина красная".

Кроме этой награды, фильм в дальнейшем соберет и целый букет других: приз польских критиков "Варшавская сирена-73", приз фестиваля в Западном Берлине и приз ФЕСТ-75 в Югославии. А самому актеру по опросу журнала "Советский экран" эта картина принесла звание лучшего актера 1974 года.

2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съемок фильма «Они сражались за родину», на теплоходе «Дунай». (Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище.)


27 июл 2009, 04:04
Профиль
Администратор

Зарегистрирован: 16 июл 2009, 17:27
Сообщения: 331
Сообщение Re: Люди, украсившие Наш Мир
Юлия Вознесенская

ЖИЛА-БЫЛА Юлия ВОЗНЕСЕНСКАЯ
Вступительное слово Елены ПАВЛИКОВОЙ (№3(58) Май'2006)

"Скорбь и любовь, действуя по отдельности, зачастую озлобляют людей или делают их себялюбцами.
Но когда скорбь вдруг встречается с любовью — это очищает".

Ю. Вознесенская

Изображение

Юлия Вознесенская — человек острого взгляда и проницательного ума — автор нового литературного жанра: христианское фэнтези. Самые знаменитые ее книги — «Посмертные приключения», «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами», «Паломничество Ланселота» — выдержали несколько изданий, стали бесспорными бестселлерами в России и во всем мире. В своем творчестве, развивающемся на ниве православного предания, мировой литературы, этнического фольклора и мира сказки, Вознесенская дерзко анализирует прошлое и без страха заглядывает в будущее. А как видится ей настоящее, отражением которого является кинематограф?


Творческая жизнь писательницы, чье имя в наше невнимательное и нечитательское время теперь на слуху, чьи книги передают из рук в руки и обсуждают совершенно, казалось бы, несовместимые друг с другом люди, — творческая судьба Юлии Вознесенской отмеряет свое начало с 14 сентября 1940 года. В этот день она родилась. С тех пор никогда и никому рядом с ней не было скучно. Потому что вокруг нее всегда кипела и кипит жизнь, складывались и складываются удивительные, чудесные истории. Читательский бум "на Вознесенскую" логически завершился в прошлом году, когда одно очень крупное и уважаемое издательство (славящееся тем, что ставит только на "кассовых" писателей), одну за другой выпустило в свет все ее книги.

Вознесенская — дочь военного инженера-строителя, который в 1945 — 1949 гг. восстанавливал аэродром Шенефельд под Берлином, откуда писательница теперь регулярно летает в Питер. Играя со своими берлинскими сверстниками, маленькая Юля заменила наскучившую всем считалку произведением собственного сочинения и никому об этом не сказала. Вернувшись с родителями в Ленинград и выйдя во двор поиграть, девочка вдруг услышала свою считалку. "Так я впервые вкусила литературной славы", — с юмором говорит она сама.
Что же, ее произведения имеют такое свойство — становиться для читателя, слушателя родными.
Ей многое пришлось пережить, но эта "букаха, мотылек", как сказал о Вознесенской поэт Виктор Ширали (рост ее льстил мужчинам: до эмиграции — 154 см, через два года жизни в Германии — 156), легко могла дать крепкий отпор, а в минуту отчаяния поднять настроение, вселить жажду жизни.

Тот самый "Этапный марш", который в небезызвестных "Приключениях с макаронами" поют "асы", Вознесенская сочинила по просьбе многих людей. В 70-е его заучивали наизусть и передавали другим. Позднее, уже в эмиграции, ей привели его в качестве примера лагерного фольклора — история с берлинской считалкой повторилась.
Юлия начала писать еще в школе, а позже, с 1964 года, ей посчастливилось заниматься в литературном объединении у известной переводчицы и поэтессы Татьяны Григорьевны Гнедич.

Гнедич считала ее своей личной ученицей, пытливая девочка была первой слушательницей произведений большой поэтессы. Вознесенская как-то даже сочинила подражание сказочному циклу Гнедич (см. стихи в книге "Путь Кассандры" — "Состарилась, состарилась принцесса…", "Жила принцесса в замке…", "Вдоль заката проходили лошади…"), а сейчас она пишет книгу "Жила-была старушка в зеленых башмаках", посвященную Татьяне Гнедич. Круги смыкаются, смыкаются…

В юности Юлия Николаевна мечтала стать драматургом. Эта драматическая жилка всегда бьется в ее сочинениях. Тогда она и представить себе не могла, какие жизненные коллизии ей предстоит пройти! До ареста в 1976 году она — в гуще неофициальной культурной жизни; в небольшую комнату ее коммунальной квартиры приходят поэты, философы, музыканты и художники, читают стихи, поют песни, выставляют картины. Она принимает участие в акциях протеста против разгона художественной выставки у Петропавловской крепости, составляет несколько сборников самиздата ("Вторжение-68", "Лепта" и др.), работает над проектом альманаха поэзии и графики "Мера времени".

Потом — три тяжких года. Вот тогда и пригодились уроки литературного наставника, и не только поэтические, ведь Татьяна Гнедич успела перевести в заключении стихотворную поэму Дж. Г. Байрона "Дон-Жуан", которую знала наизусть. "Я понимала, что мое главное спасение — творчество", — вспоминает Вознесенская в повести "Ромашка белая". Затем будут эмиграция и десятилетия жизни на чужбине, укрепление в вере, начало церковной жизни, труды в Леснинской Свято-Богородицкой обители во Франции, переоценка литературной деятельности, новые книжки. И огромная любовь читателей в современной России.

В произведениях Юлии Вознесенской привлекают прежде всего яркая сюжетная динамика, насыщенность событиями и простота тона, доверительность повествования. Это одновременно и настоящие приключенческие романы, и целомудренные сказания, пронизанные духом христианской любви. Ее книги полны озорства: то вдруг мелькнет на странице чье-нибудь настоящее имя, чья-нибудь подлинная история, то бывшее с самой Юлией Николаевной она припишет разным персонажам…

Но в главном она серьезна — Юлия Вознесенская испытала немало чудес, свидетельств Божией защиты человека. Она и говорит об этом.
Да, она серьезна и озорна. Благодаря ей читатель убеждается, что духовная жизнь может быть азартной, героической, непредсказуемой. И всегда — радостной и естественной.
Представляем вам фрагменты интернет-беседы редакции журнала "Ролан" с Юлией Николаевной Вознесенской.
- Во время чтения ваших произведений каждый раз невольно возникает некое кинематографическое (я бы даже сказала — анимационное) видение рассказанных вами историй. Не поступало ли вам предложений об экранизациях? Как вы относитесь к этому жанру?

- Я все жанры принимаю, кроме скучного. "Кинематографическое видение"? Ничего удивительного: я сама пыталась учиться в ЛГИТМИКе (Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. — Прим. ред.), увлекалась кино, мой первый муж был киноведом, второй — кинооператором. Хотя вообще "киношную" среду я не очень люблю, так же как и театральную.

Да, было несколько предложений об экранизации, но все они по тем или иным причинам либо не состоялись, либо, скажем так, не нашли отклика. А вот сейчас, кажется, дело сдвинулось — я подписываю договор об экранизации "Моих посмертных приключений"…

- Любите ли вы кино? Удается ли смотреть современные российские кинокартины?
- Я не особенно люблю кино и смотрю не больше двух-трех фильмов в год, и только те, в которых заранее уверена. Правда, в этом году замечен перебор — десять серий "Мастера и Маргариты" и "Хроники Нарнии", а год только начался! Мой любимый режиссер — Анджей Вайда, любимый фильм — "Властелин колец", любимый оператор — Владимир Кромас. Мне нравится смотреть кино с моими молодыми друзьями — в большом зале и не одной. Чтобы с мороженым и колой, чтобы потом завеяться в кафе и все-все обсудить за чашечкой кофе.
- В современном кинематографе и литературе в последнее время наметился явный интерес к жанру фэнтези. Чем вы это объясняете?

- Думаю, что это сказывается общечеловеческая усталость от напряженного и прагматичного современного мира — такой своеобразный поиск "надмирности".
- Почему вы стали писать сказки — сказки для взрослых? Или современный человек, жизнь которого технологический прогресс упростил до минимума, не в состоянии воспринимать иные формы изложения?
- Нет, я просто продолжаю добрую литературную традицию.

- Чем можно объяснить "поттероманию", что вы думаете о книгах Лукьяненко?
— "Поттер" — это другая, темная, ночная сторона "поиска надмирности": дети тоже несут на своих плечах тяжесть сегодняшнего мира, и он их так же утомляет, как и взрослых. Но одни ищут выход в Толкиене и Льюисе, другие — в Джоанне Роулинг и Филипе Пульмане. Одни тянутся вверх, другие — вниз. Так было всегда.

Лукьяненко? Мы, надеюсь, говорим о книгах? Книги прекрасно написаны, читать интересно. Но в них, на мой взгляд, просматривается модная сегодня мысль о равнозначности добра и зла. Впрочем, это вчерашняя мода, сегодня царствуют две новые. Первая — всяческое размывание Святого Благовестия: Христа либо не было, либо Он был не такой, жил не тогда, жил не так и не тому учил. Вторая — предпочтение "другой стороны". Как там у Филиппа Пульмана? "Мы разрушим Царствие Небесное и установим Небесную республику.

- Сейчас появилась новая формация взрослых детей, прозванных в Америке и Европе кидалтами. Как вы оцениваете это явление? Чем инфантилизм отличается от евангельской детскости?

- Ребенком можно быть, ребенком можно оставаться, ребенком можно стать — но не стоит играть в ребенка. На сцене куда ни шло, но в жизни это всегда несколько… неэстетично, что ли…
- Как сочетаются миссионерство и развлекательность в вашем творчестве?

- Развлекательность? Гм… Я надеялась — увлекательность. Но в любом случае это всего лишь средство привлечь большинство читателей и подарок для немногих — для тех, кто ни в каком миссионерстве не нуждается: они могут просто отдохнуть за моими книгами.
- Может ли литература быть нейтральной по отношению к духовным ценностям православия?
- Дьявол не терпит пустоты.
http://www.paradisegroup.ru/rolan_magaz ... 2006053(58)&article=132479

Изображение

Вознесенская Юлия

Ю. Н. Вознесенская родилась в 1940 г. в Ленинграде. В 1976 была приговорена к четырем годам ссылки за антисоветскую пропаганду. В 1980 г. была отправлена в эмиграцию в Германию. В 1996-1999 жила в Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы во Франции (РПЦЗ, Провемон, Нормандия). В это время, по благословению ныне покойной игуменьи Афанасии, была написана повесть-притча «Мои посмертные приключения», образно повествующие о том, что ждет человека после смерти. С 2002 г. проживает в г. Берлине. За книги «Мои посмертные приключения» и «Путь Кассандры» в 2003 г. Ю. Вознесенская получила звание «Лучшего автора года» на конкурсе «Православная книга России». Лауреат ежегодного конкурса произведений для детей и юношества «Алые Паруса» в номинации «Проза» за книгу «Путь Кассандры, или Приключение с макаронами».
Свои вопросыавтору Вы можете задать здесь: info@lepta-kniga.ru

Книги Юлии Вознесенской

Изображение

“Мои посмертные приключения” — повесть-притча, образно повествующая о том, что ждет нас после смерти. В удивительных и порой страшных приключениях главной героини книги в загробном мире читателю открываются духовные истины, хранимые Православной Церковью. Что такое мытарства души, что ждет нас после смерти, какие искушения подстерегают нас — об этом рассказывают “Мои посмертные приключения” — cобрание крупиц духовного опыта многих людей.
http://softsearch.ru/programs/189-695-j ... load.shtml

Мои посмертные приключения
Юлия Вознесенская


Выдержавший множество переизданий бестселлер всенародно любимой писательницы - в новой серии "Ю.Н. Вознесенская. Избранное"! Тайны странствия души, разлученной с телом и посмертная участь человека, не просвещенного Светом Христовым, открываются перед читателем в яркой художественной форме! Одновременно с книгой в едином оформлении выходит диск, с которого историю Анны, пережившей собственную смерть и вернувшейся из небытия, можно прослушать в прекрасном чтении с музыкальным оформлением.


Путь Кассандры, или Приключения с макаронами
Юлия Вознесенская


Новое издание неувядаемого бестселлера в серии "Ю.Н. Вознесенская. Избранное"! Знаменитый роман-антиутопия повествует о временах недалекого будущего, в котором все уцелевшие после экологической катастрофы жители Земли будут существовать в виртуальной реальности под управлением "мессии"-антихриста. В этом обезумевшем мире, забывшем о добре и истине, юная девушка Кассандра находит тернистый и радостный путь к Богу в лоне Православия и настоящую любовь.


Паломничество Ланселота
Вознесенская Юлия


“Паломничество Ланселота” – продолжение фантастического романа “Путь Кассандры”, действие которого происходит в недалеком будущем. Европейские государства после экологической катастрофы объединились под властью президента, называющего себя “Спасителем и мессией”. Планетянин Ланс отправляется в паломничество на далекий остров Иерусалим, чтобы получить исцеление от “Мессии”. Исцеление страждущих происходит в главной резиденции – новой Вавилонской Башне.

Следуя за героями книги, мы по-иному начинаем понимать известные, но так и не узнанные по-настоящему любовь, веру, добро…


Юлианна, или Игра в киднеппинг
Юлия Вознесенская


Полюбившийся взрослым и детям бестселлер теперь в новом оформлении! Первый том приключенческой трилогии для детей выходит в серии "Ю.Н. Вознесенская. Избранное"! Две сестры Юля и Аня переживают опасные приключения, случившиеся с ними по вине их мачехи-ведьмы. Оказывается, мир полон злых сил, которые во что бы то ни стало стремятся заставить людей совершать плохие поступки. Но вера в Бога и заступничество Ангелов-Хранителей помогают девочкам преодолеть все опасности. Но на этом "Юлианна" не кончается! Продолжение следует...


Юлианна, или Опасные игры
Юлия Вознесенская

Полюбившийся взрослым и детям бестселлер теперь в новом оформлении! Второй том приключенческой трилогии для детей выходит в серии "Ю.Н. Вознесенская. Избранное"! "Юлианна, или Опасные игры" - продолжение сказочной трилогии. Близнецы Юля и Аня попадают в школу волшебства, расположенную в далекой Ирландии. Но вера в Бога и заступничество Ангелов-Хранителей помогают девочкам преодолеть все опасности и победить зло.


Юлианна, или Игра в дочки-мачехи
Юлия Вознесенская


Полюбившийся взрослым и детям бестселлер теперь в новом оформлении! Третий том приключенческой трилогии для детей выходит в серии "Ю.Н. Вознесенская. Избранное"! В третьей книге мачеха Жанна объявляет падчерицам настоящую войну, любой ценой пытаясь сжить девочек со свету и добраться до денег их отца. Она решается прибегнуть к помощи своих коллег - "целительницы" Агафьи Тихоновны, экстрасенса Жоры Магилиани и ведьмы Ахинеюшки. Но чудесным образом появившаяся в их доме гувернантка Александра и Ангелы-Хранители девочек помогают Юлианнам победить нечисть. Добро и справедливость снова торжествуют, но, может быть, на этом история не заканчивается...

Утоли моя печали. Аудиокнига
Юлия Вознесенская


Тяжелая болезнь, уход близкого человека, развод, несчастная любовь - людям часто приходится сталкиваться с тяжелыми обстоятельствами, которые кажутся непреодолимыми. Новое произведение Ю.Н. Вознесенской подскажет, как с помощью веры превозмочь беду и справиться с самыми отчаянными жизненными ситуациями. Главная ценность рассказов в том, что все они созданы на основе реальных событий, содержат живой опыт людей, преодолевших беду и нашедших Бога. Аудиоиздание рассчитано на широкий круг читателей.


Жила-была старушка в зеленых башмаках
Юлия Вознесенская


Представляем новую книгу знаменитой и всеми любимой писательницы Ю.Н. Вознесенской "Жила-была старушка в зеленых башмаках..." Произведение адресовано всем, перед кем так или иначе встает вопрос о собственной старости. Увлекательная, смешная и трогательная история о приключениях трёх старушек-подружек помогает разобраться в себе и обрести надежду. Автор убедительно показывает, что народная мудрость "старость - не радость" не верна, если сердца чисты, вера горяча, а дружба крепко спаяна годами.

Русалка в бассейне. "Русские дела" графини Апраксиной
Юлия Вознесенская


Как и в первом романе «Асти Спуманте», действие книги разворачивается в совершенно особой среде — в мире русской эмиграции. Главные герои — нелегальные эмигранты из России, место действия — Мюнхен. Русская красавица мечтала завоевать Европу, но — увы! — молодая небесталанная девушка при невыясненных обстоятельствах вдруг утонула в бассейне… Было это убийство или самоубийство? Это предстоит выяснить детективу-аристократке Елизавете Николаевне Апраксиной.

Сын Вождя
Вознесенская Юлия


«Сын Вождя» — новая повесть знаменитой писательницы Ю. Н. Вознесенской. Это произведение сильно отличается от других книг автора. Прежде всего тем, что «Сын Вождя» — это книга о нашем прошлом.
Однажды на даче под Петербургом, где гостила Ю. Н. Вознесенская, между гостями завязался разговор о мумии Ленина, до сих пор лежащей в мавзолее на Красной площади. Один из гостей поведал удивительную историю…
Тогда-то Юлия Николаевна и решила поделиться с читателями этим рассказом о Сыне Вождя.
http://www.lepta-kniga.ru/ncd-5-10-19/cafe.html


Интервью с писательницей, а также беседа с ней.


25 авг 2009, 11:25
Профиль

Зарегистрирован: 06 июл 2009, 12:43
Сообщения: 21
Сообщение Re: Люди, украсившие Наш Мир
1115


29 сен 2009, 12:02
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2009, 05:46
Сообщения: 8500
Сообщение Re: Люди, украсившие Наш Мир
Не стало Вячеслава Тихонова.... Ушёл хороший человек и прекрасный актёр. С такими людьми уходит целая эпоха, уходит настоящая, светлая культура и часть нашей жизни. Вечная память!



05 дек 2009, 15:36
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2009, 05:46
Сообщения: 8500
Сообщение Re: Люди, украсившие Наш Мир










05 дек 2009, 15:40
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2009, 05:46
Сообщения: 8500
Сообщение Re: Люди, украсившие Наш Мир
Люди, украсившие Наш Мир, и навсегда оставившие свой след на Земле.

Помянем и поблагодарим...


http://www.rian.ru/photolents/20091224/200774888.html


1112


26 дек 2009, 17:56
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2009, 05:46
Сообщения: 8500
Сообщение Re: Люди, украсившие Наш Мир
Умерла Ирина Сэндлер, которая спасла 2,5 тыс. еврейских детей

Изображение
Недавно в возрасте 98-и лет умерла женщина по имени Ирина. Во время Второй мировой войны Ирина получила разрешение на работу в Варшавском гетто в качестве сантехника-сварщика. У неё были на то "скрытые мотивы".

Будучи немкой, она знала о планах нацистов по поводу евреев. На дне сумки для инструментов она стала выносить детей из гетто, а в задней части грузовичка у неё был мешок для детей постарше. Там же она возила собаку, которую натаскала лаять, когда немецкая охрана впускала и выпускала машину через ворота гетто. Солдаты, естественно, не хотели связываться с собакой, а её лай прикрывал звуки, которые могли издавать дети.

Изображение

Посмотрите на эту женщину - запомните ее навсегда!

За время этой деятельности Ирине удалось вынести из гетто и тем самым спасти 2500 детей. Её поймали; нацисты сломали ей ноги и руки, жестоко избили.
Ирина вела запись имён всех вынесенных ею детей, списки она хранила в стеклянной банке, зарытой под деревом в её заднем дворе.

После войны она попыталась отыскать всех выживших родителей и воссоединить семьи. Но большинство из них окончило жизнь в газовых камерах.
Дети, которым она помогла, были устроены в детские дома или усыновлены.

В 2007 году Ирина Сэндлер была номинирована на Нобелевскую премию Мира.
Она не была избрана. Получил её Эл Гор - за слайд-шоу по всемирному потеплению...

Вечная память!

http://www.mobus.com/kultura/281081.html


14 фев 2010, 18:37
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 май 2009, 00:24
Сообщения: 13477
Сообщение Re: Люди, украсившие Наш Мир
Великая княгиня Елисавета

«Она была прелестна, восхитительна, обаятельна, исполнена такта и грации, любезна со всяким, притом не выработанной любезностью, а выражением доброго человеческого чувства», – вспоминал Александр Половцов.

По словам великого князя Александра Михайловича, «редкая красота, замечательный ум, тонкий юмор, ангельское терпение и благородное сердце составляли добродетели этой удивительной женщины».

Принцесса Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская родилась 1 ноября 1864 года. Вторая дочь великого герцога Людвига Четвертого, внучка английской королевы Виктории, старшая сестра последней российской императрицы Александры Федоровны.

В возрасте 20-ти лет, в качестве невесты великого князя Сергея Александровича, она приехала в Россию и осталась здесь навсегда.

После трагической гибели мужа, убитого террористом Каляевым, она распустила свой двор и стала сестрой милосердия в основанной ею Марфо-Мариинской обители. До конца жизни Елизавета Федоровна вела подвижническую жизнь, заботилась о бедных, больных и раненых.

В 1918 году большевики выслали великую княгиню на Урал, в Алапаевск, где вскоре зверски убили вместе с другими членами семьи Романовых. Заживо сброшенная в глубокую шахту, она нашла в себе силы перевязать разбитую голову князя Иоанна Константиновича, разделившего ее ужасную участь. Русская православная церковь причислила Елизавету Федоровну к лику святых.



ПЕРЕДАЧА "Библейский сюжет" - "Мария и Марфа"



"Пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении". Евангелие от Луки

18 февраля 1905 года в Кремле раздался страшный взрыв. Елизавета Фёдоровна выскочила из дома, едва успев накинуть на плечи плащ. На снегу лежали изуродованные куски плоти Сергея Александровича. Она стала их собирать. Класть на носилки. Она не плакала. Только крепко сжимала его окровавленные медали, пока солдаты накрывали тело своими шинелями, несли на плечах в храм. В таком же оцепенении она стояла на молитве. Долго, неподвижно и не глядя никуда, сидела в кресле. Потом вдруг собралась, зашагала по комнате, отправила телеграммы и пошла навестить раненого кучера. Чтобы не омрачить ему последние минуты, она осталась всё в том же нарядном голубом платье, а когда он спросил о Великом князе, нашла силы улыбнуться и сказать, что сам Сергей Александрович ее и прислал. Ночью пришли, наконец, долгожданные слёзы. Она не спала, а наутро отправилась говорить с убийцей. Тюрьма была в полном замешательстве, но отказать вдове не посмели. Она оставила Каляеву Евангелие и попросила Государя о помиловании, хоть и безрезультатно.

Вскоре Елизавета Фёдоровна отдала казне те драгоценности, которые принадлежали дому Романовых, а все остальные распродала и купила усадьбу на Большой Ордынке, с четырьмя домами и отличным садом, чтобы основать там обитель милосердия в честь Марфы и Марии.

"Дорогой Ники! Некоторые не верят, что я сама, без какого-либо влияния извне решилась на этот шаг; многим кажется, что я взяла неподъемный крест и либо пожалею об этом и сброшу его, либо рухну под его тяжестью. Я же приняла это не как крест, а как дорогу, полную света, которую указал мне Господь после смерти Сергея и стремление к которой уже много-много лет назад появилось в моей душе. Не знаю, когда, кажется, мне с самого детства очень хотелось помогать страждущим, прежде всего тем, кто страдает душой", - из письма Елизаветы Фёдоровны Николаю II

Она была самой красивой женщиной Европы. Высокая, стройная блондинка с голубыми глазами и одним коричневым пятнышком, делавшим взгляд неотразимым. Она любила наряды и с удовольствием, пока ее переодевали, гляделась в зеркало, сама готовила из огурцов макияж. Это была самая настоящая принцесса. И вот, балы и ужины кончились в одночасье. Овдовев, она решила целиком посвятить себя Богу и людям. «Мой ум не создан для больших дел, - говорила она, - но у меня есть сердце, и я хочу его отдать и отдать без остатка». Свою комнату в Кремле княгиня превратила в келью и поставила в ней большой деревянный крест с частицами одежды, которая была на Сергее Александровиче в день смерти. Вне этих стен она ухаживала за ранеными, воспитывала племянников или занималась делами благотворительного комитета. Перемена была огромной, и домашние испугались, что тётя Элла с горя впадает в духовную прелесть.

"Я была поражена, когда разразилась целая буря: меня пытались удержать, запугать трудностями, и всё это с такой любовью и добротой – и полным непониманием моего характера. Ты пишешь: «Все-таки нахожу, что ты ещё больше добра могла бы делать в прежнем положении». Не могу сказать, прав ли ты, а я заблуждаюсь, или нет, - жизнь и время покажут", - из письма Елизаветы Фёдоровны Николаю II

Ещё в начале 1898 года Сергей Александрович с Елизаветой Фёдоровной побывали на открытии московской периодической выставки, и князь купил у Нестерова посмертный портрет его рано ушедшей жены - «Христову невесту». «В этой несложной картине, - пишет Михаил Васильевич, - я изживал свое горе. Моим чувством руководило, вело меня воспоминание о первой и самой истинной любви моей. Любовь к Маше и потеря ее сделали меня художником, вложили в мое художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу, словом, все то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве».

Услышав, что Нестеров снова привёз показать свои работы Москве, Елизавета Фёдоровна отправила к нему секретаря и попросила указать талантливого архитектора, которому можно было бы поручить строительства храма. «Я назвал Щусева, - пишет Михаил Васильевич, - и через несколько дней узнал, что моя рекомендация принята, причем было передано, что великая княгиня хотела бы, чтобы будущая церковь обительская была расписана мною. На что я тогда же дал свое согласие. Ещё задолго перед тем, в Киеве, нам думалось о часовне в Москве, им построенной и мною расписанной… Таким образом, мы с Щусевым призваны были осуществить мечту столько же нашу, как и великой княгини».

Великая княгиня с каждым разом казалась мне все более и более привлекательной, и не только своим прекрасным обликом, но и делами – стремлением к добру, которое делалось ею с таким самозабвением, щедро и деликатно. Говорила она с английским акцентом и почти свободно. Речь была живая, горячая, нередко с юмором. У нее были любимые словечки, одно из них – «мало-помалу». Нередко она была в каком-то радостном, светлом настроении. Когда шутила, глаза ее искрились, и обычно бледное лицо ее покрывалось легким румянцем. Она была хорошая, добрая, подчас весёлая старшая сестра.

Михаил Васильевич пишет, что русское общество почти ничего не знало о Елизавете Фёдоровне. «А между тем, жизнь ее проходила в непрерывных заботах, в подвигах милосердия. Сестры посещали больных, нянчились с детьми без матерей, всячески обслуживали беднейшее население Москвы. Сама Великая княгиня была опытной сестрой и самой милосердной в обители. Действительно, имея большое, умное сердце, она была в жизни больше Марией, чем Марфой».

"Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё" Евангелие от Луки

Господь сказал, что важнейшая заповедь Закона – возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. А вторая подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Чтобы служение не оказалось суетой, надо помнить о Марии; но и Марфу любит Христос – без ее дел вера будет мертва. Поэтому московским сестрам любви и милосердия три лекции в неделю читал батюшка и три – доктора.

"Дорогой Ники! Я боюсь, ты подумаешь, что я гордая и самодовольная и чуть ли не лопаюсь от сознания, будто делаю нечто великое. Я знаю, Аликс воображает, что я позволяю окружающим называть меня святой. Если кто-то говорит глупости и все преувеличивает, чем я виновата? Я ничего не могу поделать с тем, что люди меня любят, но ведь и я люблю людей, и они это чувствуют. Простите меня оба. Простите мои ошибки, простите, что живу не так, как вам, может статься, хотелось бы. Просто от всего сердца простите и от всей христианской души молитесь обо мне и о моем деле. Любящая старшая сестра и друг. Элла", - из письма Елизаветы Фёдоровны Николаю II

Покровский храм обители торжественно заложили 22 мая 1908 года. «В тот день Великая княгиня подарила мне свой портрет, - пишет Михаил Васильевич, - Она была такая сияющая. Исполнялась ее мечта!» К концу следующего года церковь уже стояла отбеленная и была признана «лучшим достижением в храмовой архитектуре новейшего времени».

Чтобы зеваки не мешали росписи, Елизавета Фёдоровна повесила на дверях объявление «Вход воспрещён!», и сама старалась заглядывать пореже, а если заглядывала, то всякий раз заранее предупреждала об этом. Нестерову это очень нравилось. Он спускался с лесов, терпеливо объяснял, чем он сейчас занят, делился планами, а по особым случаям приглашал хозяйку сам: «Композиция «Христос у Марфы и Марии», - пишет он, - меня не удовлетворила, но я надеялся выиграть в красках, вложить в картину живое лирическое чувство, и не без волнения ждал, что-то мне скажут. Картина понравилась, а так как я знал, что Великая княгиня никогда не говорит того, что не чувствует, что слово ее правдиво, искренне и нелицемерно, то похвалам был рад».

В апреле 1910 года, когда 17 сестёр Марфо-Мариинской обители, с Елизаветой Фёдоровной во главе, дали обет в труде и молитве проводить девственную жизнь, Нестеров написал портрет княгини в новом облачении и назвал его «Невестой Христовой».

"Помолись за меня, дорогой! Для меня принятие обетов – это ещё нечто более серьезное, чем замужество для юной девушки. Я обручаюсь Христу и Его делу, и все, что могу, отдаю Ему и ближним. Пожалуйста, пожалуйста, будь уверен: как бы трудно или греховно не сложилась моя бедная земная жизнь, я твоя верная поданная, мои усилия всегда направлены к добру и вере, даже если я спотыкаюсь на этом пути и совершаю бесконечные ошибки. Сергей с радостью умер за тебя и за свою родину. Надеюсь, Господь даст мне силы, чтобы никто не мог сказать, что я оказалась недостойной водительства такого истинно благородного мужа и настоящего христианина. От всего сердца шлю тебе поцелуй и мое смиренное благословение и молитвы. Твой верный старый друг и сестра. Элла", - из письма Елизаветы Фёдоровны Николаю II

Михаил Васильевич говорит, что в новом облачении, которое было сделано по ее рисункам, присланным ему на одобрение, прекрасная и стройная, Елизавета Фёдоровна смотрелась, «как средневековая готическая статуя в каком-нибудь старом-старом соборе ее прежней родины». «Герцоги Гессенские, - пишет он, - были не из богатых. Жили они в Дармштадте скромно, вдали от шумных дворов». Но герцогиня Алиса, дочь королевы Виктории, «сумела внести в свою новую немецкую семью нравы своего первого отечества. Она любила просвещение, искусство, общалась с выдающимися людьми. В такой обстановке проходили детство и юность будущей Российской Великой княгини».

Она все решала творчески, умела ценить свой храм, да и всю обитель, не только, как дом Божий, но и как произведение искусства. Но зато и страдала она, как художник. Ее не щадила клевета, не забывало одиночество. Иерархи боялись ее стремления вернуть женщине достойное ранних христианок место в Церкви, обвиняли в протестантизме, политики – чуть ли не в шпионаже. «Высочайший» круг был ей совершенно чужим. Ники и Аликс были единственными, по-настоящему родными людьми, но Распутин поссорил ее с Государем и фактически лишил сестры.

"О ненависти этого злого человека Великая княгиня знала и была открытым его врагом. Все, что можно было сделать, чтобы удалить его или ослабить его влияние в Царской семье, делалось непрестанно. Она не задумывалась ни перед чем, чтобы достойно осветить эту темную личность. Хотя поездки в Царское село с этой целью для Елизаветы Фёдоровны были болезненны, и бесплодны", - Михаил Нестеров

Самой важной картиной Покровского храма Нестеров считал «Путь ко Христу»: «Обительские сестры, - пишет он, - помогают тому, кто слабее – детям, раненому воину и другим приблизиться к Спасителю. Эта тема должна была как-то восполнить то, что мне не удалось выразить в своей «Святой Руси». Елизавета Фёдоровна, кончено, тоже очень многого ждала от этой работы. И вот настал день особого приглашения.

«Пришла она радостная, оживленная, приветливая. Остановилась перед моим созданием. Внимательно всматривалась в него. Наконец, обратилась ко мне со словами самой искренней благодарности. Минута была нелегкая. Все сказано было так радостно, была одержана какая-то победа, и вот сейчас надо было сказать, что победа была кратковременная", - Михаил Нестеров

И Михаил Васильевич, собравшись с духом, объявил, что картину придется смыть, уничтожить. Щусев поручил готовить стены под роспись какому-то знакомому киевскому живописцу, тот решил сэкономить на масле, и в итоге, прямо накануне показа Елизавете Фёдоровне картина покрылась черными нарывами, которые тут же лопались под пальцем.

Матушка была поражена не меньше Нестерова. Но она стойко бросилась его утешать, предлагала оставить всё как есть, надеясь, что положение можно будет исправить.

«Мне нельзя было ни на минуту поддаваться такому искушению, и я, переговорив со Щусевым, предложил княгине написать повторение картины на медной доске. Перед тем, как приступить вторично к краскам, я попросил отца Митрофана отслужить молебен. На нем была и Великая княгиня. Отец Митрофан служил его как-то вдохновенно. Молитвы, обращения его к Богу едва ли были в каком-либо требнике. Всегда со мной приветливый, верящий в мои художественные замыслы, любивший их осуществленными, он был верным моим другом", - Михаил Нестеров

Митрофан Васильевич Сребрянский был священником подшефного Елизавете Фёдоровне драгунского полка. Он бывал со своими чадами на передовой, получил Георгиевский крест в Манчжурии, потом утешал раненых в госпитале, который Великая княгиня первым делом открыла на Ордынке. Это был очень тонкий, эрудированный пастырь и прирожденный организатор. Со дня основания он стал духовником обители, и, кончено, ему принадлежит огромная заслуга в том, что за великолепной внешностью в этих стенах жил не менее прекрасный дух.

"Ты ведь знаешь отца Митрофана, он произвел на тебя благоприятное впечатление в Сарове. Поговорив с ним лишь несколько минут, видишь, что это скромный, чистый, Божий человек. Из лучших побуждений люди мучают моего бедного батюшку: пусть заставляет меня есть, тогда как я ем, и очень хорошо, пусть заставляет меня путешествовать и все такое.., когда я совершенно здорова и сильна, как лошадь. Может быть, ты добавишь какие-то добрые слова по-русски, чтобы я прочла их батюшке, о том, что ты веришь в него и уверен, что он сможет помочь мне, если Господь благоволит послать испытания", - из письма Елизаветы Фёдоровны Николаю II

Конечно, он всегда будет рядом. Когда за ней придут. Когда над ней будут издеваться в ссылке. Когда сбросят живой в старую шахту под Алапаевском, он будет молиться и плакать, и Елизавета Фёдоровна уйдёт, улыбаясь, зная, что ее батюшка служит литургию в их храме. Это произойдёт на следующий день после расстрела царской семьи, на именины мужа, и отец Митрофан примет постриг с именем Сергия, а Михаил Васильевич создаст свой знаменитый цикл. У стен Лавры родился и «Путь ко Христу» и были написаны все эскизы для Марфо-Мариинской обители.

"В июле были сняты леса с главной части храма, и я впервые увидел его таким, каким он позднее предстал на суд людской, по словам Великой княгини, «невинным, как и подобает быть храму Богородицы». К Рождеству 1911 года церковь была окончена совершенно", - Михаил Нестеров.

В начале 1912 года, получив разрешение Елизаветы Фёдоровны, Нестеров показал храм художникам. Были Поленов, Васнецов, ещё человек сорок, и все дружно хвалили и живопись, и Щусева. Великая княгиня тоже начала приводить гостей, «и я был счастлив, - пишет Михаил Васильевич, - видя радость этого дивного человека». Правда, не обходилось и без курьёзов: «Как-то явилась одна «породистая» дама. Подметив на моих картинах преобладание голубой гаммы, она одобрила эту особенность, прибавив: «Как этот цвет действует успокоительно! Я видела в Англии образцовый дом для душевнобольных. Там тоже во всем преобладал голубой!»

В конце мая в Москву приехал Государь. Он сразу побывал на месте гибели Сергея Александровича, а потом поехал в обитель Марфы и Марии. Он был очень внимателен, расспрашивал о фресках, о «Пути ко Христу». «Я ввел современную толпу нуждающихся, - отвечал Нестеров, - чтобы тем самым острее дать испытать религиозное чувство, блекнущее в наши дни». И мысль моя была одобрена. Подавая мне руку, царь ласково и громко сказал: «Превосходно!» Всё было неофициально и просто, и все были довольны».

На этом воспоминания Михаила Васильевича о Елизавете Фёдоровне подходят к концу: «Быть может, кто-нибудь, кто знал ее больше и лучше меня, расскажет людям ярче и ценнее, чем попытался сделать я. Но пусть знают, что все хорошее, доброе, что будет когда-нибудь сказано об этой совершенно замечательной женщине моего времени, будет истинной правдой. И эту правду о ней людям знать надо…»

"Дорогой Ники! Я хочу, чтобы вы оба и все-все знали то, о чем я уже много раз говорила и писала: я совершенно покойна. Мой дорогой Сергей почиет в Бозе со многими, кого он любил, а мне Господь дал прекрасную работу на этой земле. Исполню ли я ее хорошо или плохо, один Он ведает, но я буду стараться изо всех сил. Помолись о моем деле, чтобы оно крепло и принесло пользу твоей стране. Я не увижу этого, так как я только полагаю начало, но я счастлива этим. Вы с Аликс умеете молиться, пожалуйста, дорогие, помолитесь! Милые, да благословит вас Господь! Нежно любящая старшая сестра Элла", - из письма Елизаветы Фёдоровны Николаю II

Источник - сайт www.neofit.ru, программа "Библейский сюжет"


28 июл 2010, 21:12
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 106 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 8  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: