Анатолий Кашпировский
Период, который Россия переживала в конце 1980-х начале 1990-х гг., был ознаменован гигантскими переменами, затронувшими все сферы общественной жизни, все области деятельности. Характеризуясь ослаблением и в конечном итоге падением советской идеологической системы и коммунистического мировоззрения, этот период образовал и подготовил довольно плодотворную почву для «целителей» и «прорицателей», а иначе говоря, экстрасенсов, вышедших из народных масс. Такие периоды в жизни страны, как правило, ведут к неразберихе, ослаблению идеологии и пересмотру духовных и моральных ценностей существования, что, в свою очередь, влечет излишнюю доверчивость народа ко всему новому и неизвестному. В результате всего этого, начавшихся процессов демократизации и полной коренной перестройки государственной машины, появилась целая плеяда экстрасенсов, и одно из первых мест среди них занял Анатолий Кашпировский. Телесеансы, проводимые Кашпировским, заставляли тысячи телезрителей с замиранием сердца следить за происходящим на экранах телевизоров. Действенность метода Кашпировского до сих пор вызывает сомнения и разногласия в обществе. Одни склонны думать, что Кашпировский просто был очередным шарлатаном, собравшим значительную денежную сумму как доход от своей деятельности в 1990-е гг., другие же боготворят его, утверждая, что этот человек помог значительному количеству страждущих исцелиться от болезней. Вопрос об этом остается открытым и сейчас, так как однозначного ответа на него дать невозможно, поскольку взгляд на деятельность Кашпировского во многом полон субъективизма как со стороны обвиняющих его в шарлатанстве, так и со стороны боготворящих его. Однако мы попытаемся по данному поводу высказать свою точку зрения, наиболее приближенную к объективности, основываясь на фактах. Телесеансы, которые проводил Кашпировский, были направлены на непосредственное излечение телезрителей от различного рода заболеваний, в том числе от алкоголизма. Собирающие миллионы зрителей, они заставляли людей верить Кашпировскому, следовать его инструкциям, не зная, к чему это может привести. Вопрос о методах Кашпировского, которыми он пользовался в своей практике, позволяющей исцелять различные болезни, остается также открытым. Множество поклонников Кашпировского заявляют, что методы, которыми он действовал, носят сверхъестественный характер. Так, в народе родилось мнение, что эффект исцеления, который мог ощутить человек, смотревший сеанс Кашпировского и принимающий в нем участие, становился возможным благодаря воздействию чудодейственного биополя, которым обладал Кашпировский. Так, многие считали, что энергетика, излучаемая им, соприкасалась с энергетикой зрителя, положительно влияла на его состояние. Также существовало множество других объяснений, носивших ненаучный, дилетантский характер, отражающих природу взаимодействий экстрасенса со зрителем. Некоторые считали, что Кашпировский оказывает лечебное действие на зрителей в результате мощной телепатической связи, которая присуща ему как сверхъестественная способность организма, позволяющая проникать в мыслительный процесс людей, участвующих в сеансе, присутствовали ли они в зале, где проводился сеанс, либо находились у своих телевизоров, и влиять на данный мыслительный процесс положительным образом, тем самым настраивая человека на нужную волну энергетики. Есть также точка зрения, отражающая иной взгляд, отличный от всех предыдущих взглядов на сущность метода Анатолия Кашпировского. Так, приверженцы этого взгляда считают, что Кашпировский обладает даром ясновидения, который и позволяет ему излечивать совершенно различные болезни у абсолютно разных людей, мысленно используя отдельные подходы к каждому человеку. Все эти точки зрения, безусловно, заслуживают внимания и анализа каждой из них, но абсолютно очевидно, что все эти точки зрения сформированы, как правило, поклонниками Кашпировского, а не скептиками, старающимися не принимать ничего на веру, а подвергать проверке каждый выдвинутый тезис. Многие из поклонников Кашпировского, находясь во время сеанса в немыслимой эйфории, приписывали своему исцелителю чуть ли не чудодейственные, почти божественные способности, говоря о его безусловном даре. И действительно, впечатление от сеансов было неимоверно сильным и ярким. Людям порой казалось, что они могут исцелиться и наладить свою жизнь в один миг, надеясь на этого человека, следуя за ним, выполняя все его требования, которые он выдвигал в ходе сеансов. И поводов для того, чтобы считать Кашпировского божественным прорицателем, могущественным телепатом или медиумом, было достаточно. Завораживали те события, которые происходили в зале во время практики. Люди в каком-то экстазе по команде этого волшебника падали на пол, через некоторое время заявляя о полном исцелении и прекращении болевых ощущений, ранее не дававших им спокойно жить. В голове обычного советского человека не могло уложиться, что Кашпировский, обычный с виду представитель страны советов, обладает такими способностями, которые позволяют ему исцелять и снимать боль даже на расстоянии пациентке, которой проводилась хирургическая операция без наркоза. Все это приводило к рождению слухов и вымыслов, распространяемых людьми, пытавшимися дать оценку, анализировать и объяснить то, что происходило в ходе сеансов Кашпировского. Точки зрения, пытающиеся объяснить феномен Кашпировского, приписывая ему сверхъестественные, сверхчеловеческие способности, являются во многом неверными, не имеющими под собой достаточных оснований. Чтобы доказать неверность вышеприведенных точек зрения, достаточно всего лишь более внимательно взглянуть на проводимый сеанс Кашпировского, более детально, тщательно рассмотреть его особенности. По нашему мнению, природа воздействия, которому Кашпировский подвергал собравшихся в зрительных залах и у телевизоров, является гипнотической, т. е. носит гипнотический характер. Вообще Анатолий Кашпировский по своему роду деятельности являлся психотерапевтом, поэтому ему были знакомы гипнотические методы внушения определенных команд сознанию и подсознанию человека, а главное он достиг значительных успехов, осуществляя свою практическую деятельность на данном поприще деятельности. Кашпировский усвоил и умело применял один из самых сложных видов гипноза эриксоновский гипноз, т. е. максимально скрывая свое прямое воздействие на сознание человека. Суть эриксоновского гипноза заключается именно в его завуалированности. Порой человек, в отношении которого применяется данный вид гипноза, на уровне сознания даже не замечает этого. Выше мы приводили абсолютно невероятные и, как некоторым может показаться, чудодейственные результаты, которые достиг сам Милтон Эриксон, применяя лечебный гипноз. Основная идея, формирующая эриксоновский гипноз, состоит в отсутствии и даже недопустимости прямого давления, прямого воздействия на человека, который подвергается гипнотизированию. Используя метод Милтона Эриксона, Кашпировский вводил зрителей в гипнотический транс при помощи специальной техники, называемой «плетение сети слов», разработанной Эриксоном. Данная техника состоит в постепенном усыплении сознания человека при помощи произнесения монолога гипнотизера на совершенно отвлеченные темы. В данный монолог, произносимый гипнотизером специальным тембром голоса, в особом ритме, встраиваются, как мы уже .отмечали выше, жесткие и решительные, фактически директивные команды, указы сознанию человека, при этом человек сам совершенно не замечает, как начинает непроизвольно выполнять данные команды. А непроизвольное выполнение этих команд происходит благодаря воздействию на подсознательном уровне. Основные особенности монолога заключаются в использовании гипнотизером при вводе пациента в транс, как правило, глаголов безличной формы («расслабляться», «устраиваться поудобнее», «ощущать тепло», «медленно погружаться в состояние сна»), использовании некой диспозитивности действий пациента («вы можете слушать или не слушать», «закрывать глаза или не закрывать») и других очень хитрых приемов, располагающих пациента к гипнотизеру. В результате представляется возможным введение человека в транс таким образом, что данный человек сам не сможет ощутить того состояния транса, в котором он находится, и внушить человеку, его сознанию любые команды. Таких приемов, позволяющих ввести пациента в глубокое и более выгодное для гипнотизера состояние транса, в эриксоновском гипнозе крайне много, и Анатолий Кашпировский использовал их по максимуму. В пример можно привести любой из сеансов данного практика. ...Вы сидите здесь, слушаете звук моего голоса, и ваши веки начинают тяжелеть. Вы можете слушать или не слушать меня. Это абсолютно неважно, так как сеанс уже начался. Почему бы вам не положить свои руки на колени, чтобы ощущать максимальный комфорт. Так удобнее и комфортнее слушать мой голос...», вот один из типичных примеров техники Эриксона, применяемой на одном из сеансов Кашпировского. В целом данный пример
отражает ряд наиболее хитрых и важных приемов применения гипноза. На таких приемах Кашпировский и строил весь свой метод воздействия на зрителей, пытаясь внушением избавить их от болезней, во многом этот метод был действенным, потому что проявления самой болезни, как правило, носят психологическую окраску и прежде всего переживаются на психическом уровне. Иначе говоря, человек понимает, что он болен, на психологическом уровне и сознательно представляет себя в состоянии болезни, ощущая ее основные симптомы. Суть воздействия Кашпировского на сознание пациентов заключалась в «отключении» психологического ощущения болезни, чувств, передающих симптомы заболевания. Следуя таким же путем, Милтон Эриксон заставлял сознание пациента «отключать» чувство пребывания в состоянии болезни при раке последней стадии, что причиняло ему невыносимые страдания. В результате человек все равно умирал, так как гипноз не мог устранить саму причину заболевания, распространение раковых клеток, но умирал не страдая от болей и вообще не ощущая никакого состояния болезненности. Так же, подобно Эриксону, Кашпировский обеспечивал обезболивающий эффект для женщины, операция которой проводилась без наркоза. В данном случае сама боль не прекращалась, а ликвидировалось всего лишь психологическое ощущение боли. Таким образом, мы установили, что Анатолий Кашпировский пользовался сугубо гипнотическим методом, владение которым нельзя отнести к сверхъестественным качествам, способностям человека, так как владение гипнозом является навыком, формирование которого возможно у каждого человека, освоившего его теоретическую и практическую основы. Помимо всего прочего, использование гипноза не требует сверхчеловеческих усилий, направленных на установление контакта с сознанием или подсознанием пациента, а требует лишь определенных знаний и навыков в использовании гипноза. Кашпировский, однако, превзошел всех своих коллег в данной сфере деятельности, такой как проведение массовых сеансов исцеления, в том отношении, что он никогда не заявлял, что в своей деятельности использует сверхъестественные способности, прибегает к помощи каких-либо высших духовных сил, взаимодействует с биополем человека. Анатолию Кашпировскому следует отдать должное за то, что он не вводил в заблуждение зрителей, как это старались делать многие из его последователей, и выстраивал свою деятельность на чисто научных принципах гипнотических техник, разработанных Милтоном Эриксоном, основываясь на психологии. Однако в работе Кашпировского можно отыскать и значительные отрицательные стороны, которые в конечном итоге привели к появлению противников его метода исцеления. В качестве одной из главных негативных сторон деятельности Кашпировского можно выделить то, что телезрители и даже порой
зрители в многотысячной аудитории не имели обратной связи с гипнотизером, что является крайне важным в осуществлении любого гипноза. Учитывая то, что процесс гипнотизирования, введения в транс крайне сложный и не может одинаково переноситься разными пациентами, необходим личный бдительный контроль гипнотизера за состоянием пациента в ходе погружения в транс и выхода из транса. Чаще всего оказание квалифицированной помощи в том случае, если что-то пошло не так, как планировалось, может осуществить только сам гипнотизер, пациент же самостоятельно не может контролировать состояние своего сознания. Таким образом, необходим контроль, постоянное мысленное «ведение», сопереживание состоянию пациента. Напрашивается вопрос: кто же мог обеспечить такой контроль персонально за каждым условным пациентом, если перед экранами телевизоров собиралась вся страна? Не оказанная во время выхода из транса помощь психолога-гипнотизера, если человеку стало плохо или в ином другом случае, может обернуться крайне негативным исходом, в том числе и психическим расстройством пациента. Так, пострадавшие от сеансов Кашпировского тоже были, во многих случаях лечение носило двоякий результат. В одних случаях больные действительно исцелялись, иногда на,кратковременный срок, пока психологический барьер перед болезнью не разрушался, в других же случаях больным становилось еще хуже, что как раз и приводило к появлению психических расстройств. В большинстве случаев воздействию Кашпировского подвергались не все, кто был на сеансе в зале или же у телеэкрана, а лишь те зрители, которые являлись особо восприимчивыми и мнительными в отношении предлагаемого варианта исцеления; как правило, это были люди со слабой психикой, «некачественное» гипнотическое воздействие на которую и вызывало, в свою очередь, различные расстройства. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вполне обоснованный вывод, касающийся применения массового гипноза. Безусловно, применение гипноза Кашпировским было направлено на благие цели, но обернулось во многом отрицательными последствиями, выраженными в появлении у некоторой части пациентов психических расстройств и обострения тех заболеваний, которые уже присутствовали на момент применения гипноза. Таким образом, массовый гипноз, вне всякого сомнения, предстает перед нами опасным явлением, способным нарушить психику значительного числа людей. Однако сам Кашпировский заявляет о несколько ином результате. В неоднократно даваемых интервью он свидетельствует о том, что в ходе осуществления его гипнотической деятельности по излечению разных болезней у населения исцелилось около 10 млн людей. Однако реальное положение вещей говорит об ином. Во-первых, эффект излечения у присутствовавших на гипнотических сеансах, был недолгосрочным, так как основывался сугубо на психологических аспектах. Иначе говоря, само исцеление наступало в голове человека, на уровне его психики, но физическое тело, являющееся носителем болезни, не могло воспринять данные гипнотические команды и продолжало болеть, однако незаметно для психики. Таким образом, человек часто выздоравливал на непродолжительный период времени. Во-вторых, сами сеансы массового гипноза предполагали отсутствие необходимой квалифицированной помощи психолога всем пациентам в момент погружения в транс и выхода из транса. Так, люди со слабой психикой зачастую только страдали от проведения подобного рода лечебных процедур. Однако, несмотря на все минусы данного метода, несмотря на все носящие негативную окраску отклики на деятельность гипнотизера 1990-х гг. из среды общественных масс, Кашпировский и в настоящее время продолжает практиковать массовый гипноз, устраивая такие же сеансы, как и ранее, собирая, однако, более скромные аудитории. В остальном и сейчас ничего не изменилось в осуществлении его практики: все так же произносится вступительный монолог к зрительному залу, в который заранее органично вплетены директивные команды, направленные на погружение человека в транс. Так, собственно, сам гипнотический сеанс начинается уже в ходе предварительной беседы с залом, при помощи которой происходит концентрация внимания присутствующих, что позволят завладеть вниманием, т. е. погрузить людей в транс совершенно незаметно для них самих. Все страждущие и ищущие помощи пациенты, так же как и раньше, приглашаются на сцену, где и осуществляется все основное действие, в процессе которого люди символически падают на сцену, выполняя совершенно непроизвольные движения конечностями, напоминающие внешние проявления сильных приступов боли. После этого спустя некоторое время исцелившиеся поднимаются с пола и заявляют о значительном улучшении самочувствия. Часто на сеансах предлагаются различные пособия, в качестве которых представлены, как правило, видеокассеты и диски соответствующего содержания, являющиеся, по мнению самого Анатолия Кашпировского, неотъемлемой и совершенно необходимой частью полного курса лечения. Итак, как мы уже отмечали, мнение по поводу действенности массовых сеансов Кашпироского неоднозначно в обществе, но тем не менее с полной уверенностью можно сказать, что метод, которым действовал Кашпировский, гипнотический. Как мы выяснили в ходе вышеизложенных рассуждений, Кашпировский не обладал специфическими сверхъестественными способностями, но и никогда не утверждал, что использует в своей деятельности телепатию, ясновидение или какие-то иные сверхъестественные способности. Однако же и не стоит идеализировать Кашпировского как врача, как абсолютно бескорыстного и честного человека, обладающего высокими морально-нравственными качествами. В ходе его сеансов внимательный, не зачарованный происходящим человек, мог заметить множество совершенно невероятных моментов, во многом похожих на наду- вательство телезрителей. В пример вполне можно привести то обстоятельство, что во время сеансов по сцене проходили пациенты, которые были излечены Кашпировским от различных, даже неизлечимых при помощи гипноза заболеваний, таких как рак, слепота и т. д. Очевидным представляется, что применение гипнотического метода не позволяет произвести устранение причин серьезных физиологических заболеваний. Излечившиеся действительно могли чувствовать отсутствие болевых ощущений, однако не могли полностью исцелиться, ведь отсутствие явно выраженных симптомов и боли не означает прекращения самого заболевания. Кашпировский неохотно распространялся об этом в ходе своих практик, обычно ссылаясь на то обстоятельство, что человек представляет собой полностью автономную структуру, которая под воздействием определенных сил извне может сама вырабатывать для себя лекарственные препараты, вещества, еще неизвестные научной мысли. Также значительное недоверие вызывало и то, что Кашпировский, как утверждалось в ходе осуществления телесеансов, тратит практически все свои средства, вырученные при помощи целительства, на благотворительность, помогает нуждающимся. Конечно, данные высказывания прибавляли Кашпировскому популярности, но, по глубокому нашему убеждению, вряд ли являлись объективной реальностью. Таким образом, складывается мнение, что Кашпировский не является шарлатаном, хотя некоторые отдельные аспекты свидетельствуют о нечестности в отношении телезрителей, но и не обладает сверхъестественными способностями. Вопрос о действенности лечебных практик Анатолия Кашпировского остается открытым и до сих пор. Хотя и предпринимались попытки привлечь Кашпировского к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 6.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ по факту незаконных практик народной медицины, многие продолжают считать Кашпировского человеком, обладающим чудесным даром исцеления.
Алан Чумак
В силу известных и перечисленных нами факторов, связанных во многом с перестройкой российского государства в конце 1980-х начале 1990-х гг., падением старой идеологии и началом формирования нового демократического сознания в общественных массах, Кашпировский был, конечно же, не единственным представителем класса целителей, публичные выступления и практики которых собирали большую аудиторию и имели значительный успех. Одним из них можно считать Алана Чумака, реальная эффективность массовых практик которого также вызывает сейчас, спустя значительный промежуток времени, множество противоречивых мнений в среде исследователей данного рода явлений. Некоторые склонны думать, что Чумак обладал неким даром, который, в свою очередь, и являлся главной предпосылкой всех исцелений, иные считают Чумака всего лишь очередным обманщиком, своеобразным иллюзионистом, пользующимся доверчивостью своих зрителей. В этом нам и необходимо разобраться, чтобы установить истинную сущность того метода, которым пользовался Чумак в процессе массового лечения пациентов. В интервью, даваемых в настоящее время, Алан Чумак утверждает, что осуществлял и продолжает осуществлять лечение специфическим воздействием на биополе человека и распространением сильной положительной энергетики в пространстве, окружающем пациента. Таким образом, Чумак фактически ссылается на то, что осуществляет передачу энергии как некой неощутимой органами чувств обычного человека световой субстанции, посредством которой происходит внутреннее исцеление человека. Причем, по словам экстрасенса, в результате передачи такой энергии через особое пространство выполняется полная перестройка не только человеческого организма как совокупности физических органов, но и перестройка на нужный необходимый и здоровый лад миропонимания человека, его мировоззрения и мироощущения. Метод Чумака, как он его объясняет, зачастую не находит соответствий в психологической науке. Утверждая наличие энергетического воздействия на людей с его стороны, он во многом отвергает предположения о том, что его метод базируется на применении гипнотических техник, как у Кашпировского. Исцеление, по мнению экстрасенса, начинается с лечения души человека: определенные волны, или флюиды, якобы сосредоточенные Чумаком, проникают в сознание человека через его душу. Все пространство испытывает колебание, мельчайшие импульсы, проскальзывающие в энергетической основе Вселенной, проникают в человека, заряжая его положительной силой. Воздействие на человека, однако, происходило косвенным образом: с помощью различных кремов, мазей, питьевой воды и т. д. В результате распространения в пространстве своеобразных импульсов, биологической энергетики Чумак осуществлял зарядку, как правило, воды и мазей, что имело бешеную популярность в народе. Многие люди действительно верили в лечебные свойства заряженных продуктов, так как зачастую, как мы убедимся ниже, лечебные свойства их объяснялись в большинстве случаев самовнушением. Сам же экстрасенс уверяет, что в его силах зарядить воду таким образом, чтобы она приносила исцеление либо от одной какой бы то ни было болезни, либо от целого комплекса заболеваний, одолевающих человеческий организм. В большинстве случаев зарядка различных продуктов универсальной исцеляющей энергетикой проводилась специальными движениями рук целителя, направленными непосредственным образом на распространение колебаний биополя. Алан Чумак считает себя своеобразным мостом, проводником энергии от высших миров, высших энергетических структур к обычному человеку, так как ему дано лечить, исцелять людей. Во множестве бесед с журналистами Чумак оценивает себя как буквально спасителя, вышедшего из народа, который изменяет сознание людей, настраивает их энергетику на восприятие положительных волн. Часто в интервью с репортерами он заявляет, что «менял сознание целого поколения людей», которые в результате этого «стали лучше». Не вызывает сомнения, что Чумак и впрямь стал частью истории страны, знаковой фигурой в жизни российского государства, но его утверждения в отношении «улучшения сознания» людей конечно, явное преувеличение. Часто в интервью знаменитый Чумак говорит о том, что он видит мир иначе, чем другие люди, уходя от более детальных вопросов и заменяя общепонятные термины более широкими и абстрактными понятиями. «Я вижу мир в состоянии влюбленности, все люди добрые, нет плохих людей», говорит экстрасенс, подчеркивая, что вместо методологии использует в своей деятельности влюбленность. Множество вопросов вызывает утверждение о том, что Алан Чумак обладает какими-то сверхъестественными способностями, кроме того, столько же вопросов вызывает и утверждение, что в своей деятельности он использовал гипнотические методы воздействия на людей, участвующих в сеансах. Поэтому нам представляется необходимым более детализированное изучение сеансов Чумака. Сеансы Чумака и Кашпировского отличались коренным образом, так как имели совершенно разную структуру и специфику. У Чумака в отличие от Кашпировского, в сеансах которого присутствовали явно выраженные черты эриксоновского гипноза, нет ни малейшего намека на какую бы то ни было гипнотическую технику. Рассматривая деятельность Чумака, можно заявить, что он фактически не использовал гипноз, но и наличие у него сверхъестественных способностей вызывает значительные сомнения. Если Кашпировский вводил людей в гипнотический транс в ходе монолога на отвлеченные темы, часто вообще не имеющие отношения к лечению или медицине, то у Чумака значительную роль играло простое молчание. Да, именно молчание! Сидя перед телекамерой в ходе сеанса, Алан Чумак молча заряжал воду, находящуюся перед экранами телевизоров. Этот процесс сопровождался странными и порой бессмысленными движениями рук, которые, однако усиливали общее впечатление. Флюиды, колебания биополя передавались якобы посредством телевидения к телезрителям. Как утверждает сам Алан Чумак, были проведены все необходимые исследования, которые подтверждают такую передачу энергетики. Сущность данных исследований, по словам экстрасенса, состояла в следующем: перед телевизором, а точнее на расстоянии 7 м от телеэкрана, в комнате телезрителя помещался специальный прибор, который фиксировал малейшие колебания биополя; также в данной комнате на абсолютно одинаковом расстоянии от телеэкрана располагались два стакана с водой, в одном из которых вода была кипяченая, а в другом сырая. Далее в ходе сеанса Чумака, транслируемого в эфире, прибор фиксировал наличие некоторых волн, имеющих биоэнергетический характер, которые распространялись от телевизора. Безусловно, данный прибор также фиксировал и все изменения, происходящие с водой в процессе проведения сеанса. Как было установлено, структура воды менялась, она «заряжалась», т. е. наполнялась специфическим видом энергетики, который, по мнению лиц, проводивших исследования, создавался Аланом Чумаком. Таким образом, сырая и кипяченая вода становились одинаково полезными для человека. Комментируя описанные выше методы фиксации прибором сверхъестественных способностей Чумака, при помощи которых он осуществлял свою деятельность, можно сделать ряд замечаний. Во-первых, вызывает значительные сомнения тот факт, что указанный выше прибор действительно имел возможность улавливать тонкие колебания биополя; во-вторых, вызывают сомнения также и утверждения о том, что биополе и энергетика, проходящая по нему, действительно существуют. Официальных научных данных, которые бы могли подтвердить существование какой-либо энергии особого вида, которая излучается живыми существами, просто не существует, поэтому вести речь о приборе, который бы мог улавливать эту энергию, не представляется возможным. Однако отсутствие научных даннцх не говорит об отсутствии самого явления как такового, поэтому вполне можно предположить, что своеобразное энергетическое поле вокруг человеческого организма все равно создается, но говорить о существовании прибора, его фиксирующего, как мы уже заявляли, невозможно. Также было проведено исследование, магнитной пленки, на которую была нанесена запись в тот самый момент времени, в который Чумак, используя внутренние резервы своего организма, распространял биоэнергетику. Результатом явилось обнаружение на магнитной пленке специфических отметок, свидетельствующих о том, что она действительно подверглась определенному воздействию. Занимательно то, что все исследования проходили в полной тишине. Однако объяснений тому, каким образом осуществлялось обнаружение данных следов воздействия на магнитной записи, сам Алан Чумак не дает. Таким образом, используя эмпирические методы, проблематично подтвердить наличие у Чумака сверхъестественных способностей. Однако как же тогда объяснить ряд чудодейственных исцелений, которые несла заряженная вода или производил заряженный крем? Многие исследователи склоняются к мнению, что в данных случаях исцеление наступало лишь благодаря личному самовнушению пациентов, которое основывалось на безусловном доверии к действиям и словам Чумака. Так, люди, которые относились со всей серьезностью к сеансам, следовали точным инструкциям экстрасенса, зачастую излечивались в результате того, что верили в свое излечение, т. е. на сознательном уровне внушали себе, внушали своей психике возможность излечения посредством выполнения требований Чумака. Конечно, данное выздоровление не могло носить длительный характер и не могло быть применено к тяжелым заболеваниям. В большинстве случаев получалось так, что человек, выздоровевший в результате употребления целебной воды, вскоре начинал вновь ощущать симптомы болезни. Вера в силы экстрасенса возникала у людей за счет множества факторов. Однако главной причиной такого доверия была сложная и противоречивая ситуация, царившая в стране, трудная эпоха в жизни российского государства. После долгих лет запрета на любую деятельность, хоть как-нибудь использующую сверхъестественные силы человека или народную медицину, народ сам сознательно потянулся к экстрасенсам и магам, которые сулили долгие годы здоровья. Чумак, как и другие экстрасенсы эпохи 1990-х гг., активно и грамотно пользовался данной ситуацией. Работа по проведению сеансов Чумака, несмотря на то что он сам неоднократно утверждал обратное, приносила и продолжает приносить ему значительный материальный доход, выраженный в деньгах. Чумак имеет патент на производство зарядки различной продукции. Еще в самом начале своей карьеры в качестве экстрасенса он создал организацию, названную «Алан Чумак», основная цель деятельности которой, разумеется, состояла в реализации продукции, заряженной Чумаком. В качестве такой продукции в основном выступала различная косметика, вода. Неплохие доходы, получаемые в результате существования данной организации, с лихвой компенсировали утраченную прибыль в результате запрета министерством здравоохранения проведения массовых телесеансов. «Мне запретили молчать по телевидению! Это само по себе является абсурдным !», утверждает Алан Чумак в своих многочисленных интервью и выступлениях на разнообразных токшоу. Такие действия министерства здравоохранения Чумак трактует как попытку избавить медицину, как государственную, так и частную, от мощной и серьезной конкуренции в его лице. Безусловно, что такие утверждения можно считать беспочвенными, так как нет прямых доказательств того, что воздействие некой неизученной энергетики Чумака исцелило огромное количество людей. Во многом методы, которые использовал Чумак, - а зачастую эти методы нельзя отнести ни к гипнотическим, ни к методам использования сверхъестественных способностей, не являлись действенными, а сам эффект исцеления, если он и присутствовал, был основан, как правило, на сугубо психологической вере самих пациентов в свое излечение. Если бы Чумак использовал какие-либо гипнотические техники, то в ходе его выступлений нельзя было бы не выделить стадии ввода зрителей в гипнотический транс, внушения различных команд подсознанию и вывода из транса. В любом случае присутствовали бы какие-либо определенные следы гипнотических техник, проявляющиеся в манере экстрасенса говорить определенным заранее выбранным тембром голоса, странных формах построения предложений и, конечно же, наличии специфических слов и словосочетаний, представляющих собой встроенные в монолог команды для подсознания. Никаких подобных явно выраженных черт гипнотических техник в ходе исследования сеансов Чумака выявлено не было. Наличие или отсутствие сверхъестественных способностей у Чумака вызывает множество споров как в среде деятелей науки, так и во всем обществе. Учитывая неизученность этой сферы, отсутствие какой-либо даже базовой информации по поводу сверхъестественных способностей человеческого организма и сознания, нельзя однозначно заявить, что Чумак не обладает сверхчеловеческими возможностями. Однако наличие у него последних представляет собой большой вопрос, однозначный ответ на который возможен только по прошествии значительного промежутка времени, необходимого для анализа и изучения случаев проявления сверхъестественных способностей с целью изучения их природы. Пройдет еще большой временной промежуток, прежде чем мы сможем сказать, что же такое сверхъестественные способности, как они проявляются и какова их сущность. Пока можно лишь только делать поспешные субъективные выводы по поводу деятельности Алана Чумака в качестве народного целителя. Сама возможность процесса передачи биоэнергетики на расстоянии и наличие биополя человека ставятся современной наукой под значительные сомнения. Таким образом, можно сделать заключение о том, что Алан Чумак, во-первых, как правило, не использовал в ходе своих практик гипноза, а во-вторых, природа его воздействия на человека, если таковое действительно имелось, до сих пор остается загадкой для науки. Однако фактом остается и то, что Чумак использовал свою деятельность зачастую для получения материальной выгоды получения вознаграждения за осуществление лечения собственной методикой, используя обычно заряженные воду и кремы. Также нельзя поспорить и с тем, что министерство здравоохранения приняло мотивированное очевидным вредоносным действием сеансов решение о прекращении деятельности Алана Чумака на телевидении. Все это, безусловно, свидетельствует не в пользу экстрасенса, значительно снижая доверие к нему. Учитывая все вышесказанное, мы не можем точно и решительно заявить, что Чумак обладал сверхчеловеческими способностями и действительно применял их в ходе проведения своих сеансов массового излечения. Однако мы больше склоняемся к тому, чтобы полагать, что Чумак не обладал сверхъестественными способностями, позволяющими ему заряжать воду и другую продукцию, а всего лишь хитро играл на доверии, оказанном ему людьми, которые искренне верили в свое излечение и излечение своих близких. В рамках данной точки зрения эффект выздоровления основывался на самовнушении человека, который всего лишь верил и очень сильно верил в излечение, но в конечном итоге эффект от применения лечебных средств, заряженных Чумаком, сходил к абсолютному минимуму, что объяснялось невозможностью посредством самовнушения устранить саму причину заболевания и его симптомы. Так, в отличие от Кашпировского, Алан Чумак, как нам кажется, не применял в процессе своей деятельности гипнотических техник, что, безусловно, способствовало бы улучшению эффекта от сеансов, но одновременно вело бы и к негативным результатам, связанным с психическими нарушениями у некоторых пациентов, сознание которых не восприняло гипноз должным, необходимым образом. В результате негативный эффект от сеансов был гораздо меньше, чем в случае Кашпировсого. Хотелось бы подчеркнуть, что данная точка зрения, представленная выше, явилась лишь субъективным мнением о том, обладает ли Алан Чумак сверхъестественными способностями или нет, потому что говорить о каких-либо объективных данных пока затруднительно. Значительная часть населения знакома лишь с двумя самыми яркими представителями народных целителей, осуществляющих лечение в телевизионном эфире, но это не означает, что Кашпировский и Чумак, будучи наиболее известными и знаменитыми целителями, были единственными в своем роде. Их публичные массовые выступления побудили к деятельности огромное количество народных целителей и прорицателей, которые зачастую не обладали столь незаурядными способностями, которые бы позволяли им честно помогать людям основываясь на своих сверхъестественных возможностях.
|