Текущее время: 17 июн 2019, 01:19




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
 Путь в Тибет 
Автор Сообщение
Администратор

Зарегистрирован: 16 июл 2009, 17:27
Сообщения: 331
Сообщение Путь в Тибет
Путь в Тибет

Изображение

Коричневое пространство величайшего нагорья пересечено морщинами увенчанных снежными шапками хребтов. Лишь редкие облачка затеняют высокогорную пустыню площадью в полтора миллиона квадратных километров.

Изображение

На севере она окована семитысячными снежными стенами КуньЛуня, на юге - Гималаев, на западе - Каракорума и Сино-Тибетских гор - на востоке.

Изображение

Пять или шесть миллионов человек, проживающих на Тибете, большей частью скучились на юго-востоке, где огромная высота нагорья сменяется чересполосицей межгорных долин.

Изображение

Две нити протянулись г да. Одна, петляя среди веера снежных хребтов в верховьях великих азиатских рек, - через Кам, страну скал, ущелий и хвойных лесов.

Изображение

Вид с Кунь-Луня на хр. Кукушили на Тибете

Другая - из горно-степной страны Амдо на северо-востоке пересекает тысячекилометровую пустыню центральнотибетского плато Чантан.

Изображение
Подъём на перевал

На юге, в зеленой долине реки Цангпо (Брахмапутры), в стране Бод-по, как с древности называли коренной Тибет, землю ботов, они сходятся. Эти два шоссе почти полвека назад протянуты к

Лхасе по древним караванным дорогам Народно-освободительной армией Китая, прокладывавшей себе путь на Тибет.

...С XVIII века Амдо, имеющая среди населения значительную часть монголов, входит в китайскую провинцию Цинхай. Восточная часть Кама включена в провинцию Сычуань. Остальная территория образует Тибетский автономный район, где вместе с двумя миллионами тибетцев (это менее половины этноса) проживает лишь небольшое количество китайцев и неучтенное статистикой население многочисленных гарнизонов. Таков Тибет на политической карте.

"Лучшая религия в У-Цзане, лучшие мужчины в Каме, лучшие лошади в Амдо" тибетская поговорка.

...Все плохо было у людей, ибо недоставало им вождя. Они попросили божество Неба послать на землю одного из своих сыновей - и это исполнилось. Его родила священная гора. Выиграв трон в конных скачках, он принял имя Гесэра, облачился в доспехи и покорил населенные людьми и демонами страны во всех четырех сторонах света. Святой поэт-отшельник Миларепа в XI веке слагал о нем свои песни. Кто послужил прототипом героя, чье имя сродни иранскому "Кейсар" и латинскому "Цезарь" - неизвестно. Только легенды дают намек, связывая его деятельность со страной Амдо. Но это не так важно. Важно то, что Гесэр-хан, сам дух воинственного Тибета, более тысячи лет тому назад невиданной дерзостью потрясал устои китайского Левиафана!

Изображение
Лхаса

...В Амдо трудолюбивые, как муравьи, китайцы через унылую горную степь протащили железную дорогу, упершуюся в переселенческий городок Голмуд. Впрочем, то, что в Цинхае было сосредоточено большинство их исправительно-трудовых лагерей, упрощало организацию этого дела. Дальше, через окружавшие город пески, в сторону сияющего белыми шапками Кунь-Луня, убегает Цинхай-Тибетское шоссе. Это единственная круглогодичная трасса на Лхасу, ибо весной и летом Сикам-Тибетская дорога, тяжелейший серпантин, размывается муссонными ливнями. Непрерывно идет по трассе поток машин, в кузовах которых на Тибет поступают продовольствие и промышленные товары, от иголок до телевизоров. Обратно же везутся ячьи шкуры.

Изображение

Дорога, по сухим безжизненным хребтам пересекающая три перевала, проходит по самым безрадостным краям мира. Высота дает знать о себе постоянным ощущением тошноты, одышкой и сердцебиением. Безжалостное горное солнце вынуждает пользоваться темными очками. Иногда пролетают мимо скученные придорожные деревушки из нескольких беленых каменных домишек. Мелькнут на перегонах дорожные рабочие в ушанках и ватниках: малейший ветерок здесь пронижет до костей легкомысленного путешественника, не захватившего в горы теплой одежды. Проскочат время от времени бараки воинской части. И снова камень да скалы.

Близ 5200-метрового перевала через хребет Тангла, пересекший середину нагорья, расположился теперь самый высокогорный в мире городок Вэйцюань. Здесь более века назад кочевники атаковали знаменитую третью экспедицию Н. М. Пржевальского. Здесь, собственно, и начинается Тибетский автономный район...

Дальше на юг начинают встречаться кочевники-тибетцы в национальных костюмах. Черты их гораздо менее монголоидны, нежели у китайцев и монголов. Особенно резко это выражено у обладающих репутацией храбрецов и разбойников уроженцев Кама - высоких, узколицых, как обитатели Средиземноморья. Гораздо более монголоидны низкорослые южные тибетцы, бод-па.

На кочевниках - спущенные на пояс по случаю лета халаты-чуба на меху, высокие суконные сапоги с загнутыми носами на войлочной подошве, цветастые ноговицы и широкополые фетровые шляпы, как у непальских гуркхов. У некоторых - армейские кеды на ногах, темные очки. Вот и стоянка - несколько черных кочевничьих шатров, каждый из которых представляет собой два шерстяных полотнища, со щелью для дыма.

По низу они обложены защищающей от ветра стенкой из камня, на которой прилеплены для просушки лепешки из ячьего навоза с соломой. Это аргал, единственный вид топлива на высокогорье. Вообще, без мохнатого обитателя высокогорий человек не смог бы выжить на Тибете: як дает и шерсть для тканья одежды, изготовления палаток, валяния обуви, и шкуру на чуба и ремни, и аргал, и масло. Правда, ячье молоко не пьют - оно слишком жирное. Употребляют лишь молоко его помесей с обычным скотом. Высочайшие перевалы, которые не по силам колесному транспорту, як проходит с грузом до пяти пудов, ест снег вместо воды и выдерживает 50-градусные морозы.

Возле палаток голышом играют дети, один или двое престарелых следят за порядком. Большинство же взрослых находится на пастбище: все племена имеют свою территорию для кочевий, и только китайцам удалось прекратить постоянно возникавшие стычки за районы выпаса.

В середине палатки находится очаг, возле которого выставлены котелки для чая и похлебки с цзамбой (мукой из прожаренного ячменя). В углу виднеются глубокие деревянные бочонки-цилиндры, маслобойка и чаемешалка (тот, что поменьше) с толкачами, вставленными внутрь.

...Покидая старый лагерь, кочевники делают прощальное приношение духу огня - щепоть ячменной муки, и, оглядываясь, смотрят через плечо, курится ли дымок. Если да, то облегченно вздыхают жертва принята...

Неподалеку от городка Нагчу, древней северной крепости тибетцев, сто двадцать лет тому назад Пржевальский, первым из европейцев почти прошедший нагорье с севера, вынужден был все же повернуть. Спустя полвека в этих же местах была задержана экспедиция Николая Рериха...
http://china.worlds.ru/travelstory/pressa005.html


08 сен 2009, 20:34
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 июн 2009, 00:18
Сообщения: 151
Сообщение Re: Путь в Тибет
axo
Порадовали.
И фотографии великолепны!
1115


08 сен 2009, 23:44
Профиль
Администратор

Зарегистрирован: 16 июл 2009, 17:27
Сообщения: 331
Сообщение Re: Путь в Тибет
Scady: as32

Рерих

"Точно черные пауки на длинных ногах, притаились черные палатки тибетцев. Стоим среди болотистой равнины. На горизонте озеро и умершие горы. Кони скользят и оступаются среди уродливых кочек. Ни птицы, ни зверя". Так записал в дневнике художник Николай Рерих. Его центральноазиатская экспедиция прошла длинный путь: из Индии: Ладакх, Кашгарию, Алтай, Монголию... И здесь, на Тибете, была задержана на обратном пути, продержавшись гибельную зиму 1927/28 годов в заснеженной высокогорной тундре. Здесь экспедиция лишилась пятерых спутников - сопровождающих-тибетцев и монгольских лам, скончавшихся от сердечных приступов и воспаления легких, всегда собиравшего обильную "жатву" на Тибете. Черную память оставил этот край у художника, мечтавшего отыскать здесь кладезь древнего знания.

"Весь народ этот, черные хоры, толкутся, как нибелунги. Спят сидя, едят сырое мясо, прикрыты полуистлевшими от копоти костров меховыми кафтанами. Шепчут: "Завалили край неслыханные снега. Падут наши яки. Не будет цзамбы, умрут наши дети и мы умрем..." Ни одному сообщению нельзя верить. Все мертво кругом. Все бегут из Тибета. Народ рассказывает о лхасском правительстве мрачные истории. Толкуют и шепчут о восстаниях... Хороши одни лишь развалины старого Тибета. Эти древние башни и стены складывали какие-то иные люди. Они знали и о Гесэр-хане, и о владыке Шамбалы. Здесь были и ашрамы великих махатм. Но ведь теперь ничего этого нет..."

Изображение


Рериху не повезло: он попал на Тибет в тот самый период, когда Далай-лама XIII в середине 1920-х годов отвернулся от англичан, помогших ему в прошлом десятилетии изгнать китайцев, и принялся укреплять личную власть.

Изображение

Из Лхасы изгонялись все привнесенные европейцами новшества: электричество, телеграф, кино; и даже стричь волосы было запрещено. Полунезависимый панчен-лама, второй иерарх ламаизма, бежал в Китай, и с его бегством связывались легенды... Мы не понаслышке знаем, что время построения твердой государственной власти - самое стылое и мерзкое, всегда пронизанное насилием и ложью...

Начиная с XVI века духовным и светским владыкой Тибета является Далай-лама (титул Вачирдара Далай-лама переводится как «держащий ваджру океан-учитель»). С тех пор сменились 14 носителей этого титула, но считается, что все они являются реинкарнациями первого Далай-ламы. Более того, согласно учению ламаизма, Далай-лама — это земное воплощение бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары, верховный наставник, защитник и покровитель всех верующих. После смерти Далай-ламы не раньше чем через 49 дней, но и не позже чем через два года должен быть найден его преемник. Обычно по особым приметам отбирают нескольких кандидатов и потом по указаниям оракула выбирают одного из них. Окончательно кандидатуру нового Далай-ламы утверждает действующий Панчен-лама.

Титул Панчен-ламы (от санскритского пандита — «ученый», тибетского чен — «великий» и лама — «учитель») тоже является наследственным. Процедура выбора наследника происходит аналогичным образом, но решающее слово после предсказаний оракула принадлежит уже Далай-ламе. Два Ламы, два Учителя неразрывно связаны друг с другом и должны выполнять великую миссию сохранения духовной традиции Тибета. Такие отношения между двумя высшими иерархами тибетского буддизма основаны на учении о духовной связи, существующей между учителем и учеником: Панчен-лама является наставником Далай-ламы потому, что он воплощение Будды Амитабхи, духовного отца бодхисаттвы Авалокитешвары. Принимающие человеческий облик принципы сострадания (Далай-лама) и духовного наставничества (Панчен-лама) из века в век вели и защищали тибетский народ. Так было до 1959 года.

Ходили слухи, что этот далай-лама будет последним. И вправду, когда он умер через пять лет, ему долго не могли найти преемника. Новоизбранный Далай-лама XIV правил совсем недолго - в 1959 году он бежал от китайцев с Тибета и вот уже сорок лет живет в изгнании...

25 апреля 1989 года в местечке Лхари, в Нагчу, к северу от Лхасы, в Тибете, родился Гедюн Чоки Ньима. Через шесть лет, 14 мая 1995 года, Далай-лама XIV официально провозгласил его перевоплощением Панчен-ламы X и Панчен-ламой XI Тибета. Через три дня мальчик и его родители исчезли. Где они, до сих пор не известно, хотя официальный Китай заявляет, что с ними все в порядке.

Изображение
Так Панчен-лама XI мог выглядеть в 11 лет
(этот фоторобот сделан в 2000 году). Сейчас ему 20 лет.


Но художник был верен своей задаче даже в самых роковых условиях: "Племена северного Тибета, хоры, странным образом напоминают некоторые европейские типы. Ничего в них нет ни китайского, ни монгольского, ни индусского". И, конечно, человек, посвятивший молодость углублению в русскую старину, не мог пройти мимо обнаруженных в горах древних индоевропейских параллелей. "В местности Трансгималаев, называемой Доринг - Длинный Камень, - очевидно, от древних менгиров, мы встретили совершенно необычный для Тибета женский головной убор. Он представлял собой ярко выраженный славянский кокошник, обычно красного цвета, украшенный бирюзою, серебряными монетами и унизанный бусами. Ни к северу, ни к югу подобный убор уже не был встречен. Очевидно, в этом месте находились остатки какого-то бывшего особого племени. Язык их ничем не отличается от прочих северных испорченных наречий..."

Изображение
Кайлас

Многие загадки древнего Тибета привлекли внимание Рериха, но об этом позднее... За хребтом Нъянченг-Тангла, знаменитым мощными термальными источниками, долина становится все более обжитой. Вдоль дороги под брезентовыми навесами восседают девушки-тибетки с китайскими термосами, предлагающие тибетский чай. Все путешественники считают долгом упомянуть про него, как про нечто исключительное. Чай этот варят, добавляя в него лежалое масло, соль и соду - он имеет кофейный цвет и, действительно, весьма своеобразный вкус. Но на самом деле он знаком всем кочевникам Центральной Азии и их потомкам, от калмыков и памирцев до алтайцев и бурят. Он взбадривает и насыщает одновременно, что важно в условиях дефицита топлива и продуктов.

Дорога разделяется у нового городка Янгбаджан: налево путь лежит на Лхасу, древнюю столицу области Уй, к престолу далай-ламы, а направо, через перевал, - в расположенный западнее Шигацзе, центр области Цзан, обиталище панчен-ламы, второго лица в духовной иерархии Тибета.

Изображение
Кармапа 17 Линия Карма Кагью – одна из четырех главных школ тибетского буддизма. Поскольку это традиция прямой устной передачи Учения, особое значение в ней придается медитации и непосредственному общению с квалифицированным учителем.

Лхаса
Изображение

Изображение

Лхаса (тибетское — божественное место), город в Китае, административный, экономический и культурный центр Тибетского автономного района. Расположен в долине реки Джичу, притока Брахмапутры, на Тибетском нагорье на высоте 3650 м. Население 50 тысяч человек (1958). Издавна был торгово-ремесленным центром и транспортным узлом на Тибетском нагорье.

Изображение

Начиная с 1950-х годов в Лхасе построены пищевые, деревообрабатывающие, кожевенные, металлообрабатывающие, ремонтно-механические предприятия, заводы по производству сыворотки и вакцин. На местном угле работает ТЭС (небольшая угольная шахта близ Лхасы). В Лхасе имеются геофизическая обсерватория, метеорологическая и опытная сельскохозяйственная станции. Окрестности Лхасы — основной сельскохозяйственный район Тибетского нагорья.

Изображение

Основание Лхасы приписывается Сронцзангамбо (617? — 649) — создателю первого Тибетского государства, который перенёс в Лхасу столицу из долины реки Ярлунг. Однако ранее на месте Лхасы, по-видимому, существовало укрепленное поселение, что отразилось в первоначальном названии города — Раса (огороженное место). В 10 веке, с наступлением феодальной раздробленности, значение Лхасы падает. Возвышение Лхасы как светского и духовного центра Тибета связано с деятельностью секты Гэлуг-ба («жёлтошапошников») в 15—17 веках и установлением власти далай-ламы.

В основе концентрического плана Лхасы — кольцевые дороги, по которым пролегали пути паломников; первая внутренняя дорога — в монастыре Джоканг (641—650), вторая (Пакор) замыкает торговый центр вокруг монастыря, третья (Линкор) — вокруг Старого города. Радиальные узкие и кривые улицы застроены 1—2-этажными домами из кирпича-сырца с плоскими крышами. Над северно-западной частью Лхасы — дворец-крепость Потала (известен с 7 века, современный облик восходит к 16—17 векам). Близ Л. — три монастыря: к северо-востоку — Сера (15—16 века), к востоку — Гэндан, к западу — Дрэпунг.

Лит.: Tucci G., A Lhasa е oltre, 2 ed., Roma, 1952.
Лхаса расположена в чудесной, красивейшей долине реки Кичу, притока Цангпо, на высоте трех с половиной километров. Здесь понимаешь, что У-Цзан, древний Тибет - страна земледельцев. Ущелье расступается, заполняясь белостенными домиками в окружении тополей. За поворотом предстает, возвышаясь над городом, знаменитый дворец Потала - чужеродное, чужеземное, невиданное здание-крепость. Восемнадцать этажей трехбашенной громады высотою в восемьдесят метров - резиденция далай-ламы. Стены белого замка опоясывают центральный, темно-красный, в котором и находятся осиротевшие покои верховного иерарха тибетского желтого буддизма.


У подножия холма теряются несколько мелких фабричек, однако в центре города возвышаются ультрасовременный гостиничный комплекс, театр и другие современные здания...

Вместе с паломниками в красных балахонах по одной из трех ведущих наверх лестниц поднимаешься к подножию дворца и по бесчисленным помещениям, лабиринту угрюмых и низких переходов приближаешься к простым, лишенным современных удобств покоям живого воплощения Ченрези. Так по-тибетски звучит имя двенадцатирукого Авалокитешвары, реинкарнации Будды - Спасителя Тибета.

Изображение

Стены здесь покрыты живописными иконами-танками. На холсте изображены страницы жития Будды, картины грядущего рая - обитель будды Майтрейи, портреты наиболее почитаемых боддхисатв. Повсюду стоят статуи Ченрези и его супруги - воплощающей милосердие Тары, и страшных докшитов - охранителей и защитников буддизма... Молодые бритоголовые монахи-послушники в темно-красных накидках листают священные книги, непрерывно бормоча заученные молитвы и перебирая четки из 108 зерен. Отвлекаются они лишь за тем, чтобы поднести паломникам сосуд со "святым" топленым маслом, которым смазываются темя и губы. Все монахи получают зарплату как госслужащие - от былой хозяйственной независимости и могущества монастырей нет и воспоминания. На Тибете сейчас всего тысяч двадцать монахов, и это в десятки раз меньше, чем прежде.

Кстати, полноправные ламы сдирают с иностранцев высокую плату за фотографирование покоев, правда, послушники более сговорчивы.

Изображение
Лхаса дворец

...В Потале находятся ступы-гробницы всех далай-лам, кроме Шестого - поэта и любителя женщин, увезенного и отравленного по дороге манчжурами... Самые роскошные гробницы - из золота, серебра, драгоценных камней - реально правившего страной Далай-ламы XIII и Далай-ламы V, самого блестящего из всех, при котором в XVII веке, собственно, и была возведена Потала...

Изображение

...В эпоху, близкую воцарению Романовых на Руси, сильнейшим на Тибете был князь Шигацзе, покровительствовавший старой красношапочной секте буддистов Кармапа (кстати, и создавшей "идеологию перерождения" лам). Монгольский хан под предлогом помощи далай-ламе разбил сторонников Кармапы, покорил дикие долины Кама, где влиятельной была добуддийская вера бон, и в 1642 году взял сильнейшую в стране крепость Шигацзе. Здесь, в желтошапочном монастыре Ташилунпо, и произошла церемония передачи далай-ламе всей власти над Тибетом. А спустя три года началось и возведение дворца на одном из холмов Лхасы, где еще сохранялись развалины построенных за тысячу лет до того палат полулегендарного тибетского царя-завоевателя Сонгцен-Гампо, основавшего город...

Четыре десятилетия правил Великий Лама - образованный религиозный поэт, писатель и объединитель Тибета. Со смертью монгольского хана власть желтой секты над страной стала неограниченной. А еще были и принявшие желтую веру монголы, над которыми простиралась власть духовная... Но завоевавшие в XVIII столетии Китай маньчжуры силой поставили Лхасу в зависимость от своего императора...

На крыше дворца расположена прогулочная площадка, откуда виден весь приземистый город. Стандартные административные и жилые здания китайской части на западе, на востоке - старые трехэтажные здания тибетской архитектуры, древний храм Джокханг - средоточие духовной жизни Тибета...

В самый большой тибетский праздник Нового года, заканчивавшийся грандиозным религиозным представлением монлам, еще в первой половине нынешнего века с крыши Поталы по канатам, с головокружительной высоты и с бешеной скоростью спускались в город акробаты. На площади исполнялись танцы яка и охотника, принесенный из Ирана танец льва и многие другие. По богатым домам ходили девушки, исполнявшие песни и танцевавшие за угощение. Проходили скачки и состязания по стрельбе из лука. А в монлам при содействии тысяч монахов исполнялись мистерии о древнем прошлом Тибета и пришествии буддизма...

Древние предания чама

...Как повествует легенда, боты, оседлые южные тибетцы, более низкорослые и монголоидные, произошли от царя обезьян и горной ведьмы. Из китайских летописей известно, что на востоке обитали воинственные кочевники, высоколицые и узконосые - кяны, постоянно сражавшиеся с китайцами, а на севере - близкие сакам-иранцам кочевники, через которых, по преданию, пришла древняя "черная вера" бон-по.

Изображение

Первые очаги оседлой культуры находились в долине Ярлунг к югу от Лхасы. Там, где-то в V веке, у ботов появились первые священные цари - цэнпо, подвергавшиеся ритуальному убийству как только старились или когда их старший сын достигал зрелости. Они были игрушкой в руках знати и жрецов. Тело мертвого цэнпо ярлунгской династии бросали в воду в медном сосуде или хоронили, возвращая к истоку жизни, во владения горной ведьмы Лу. Погребение сопровождалось убийством нескольких наиболее приближенных к цэнпо людей. Квадратные могилы цэнпо выкладывали камнем, погребали коня и оружие, в камере ставили трон, на который устанавливалась золотая статуя цэнпо и сосуд с его останками, смешанными с киноварью, а перед троном сваливали его сокровища. Над могилой сооружался домик, обсаживался деревьями и считался местом жертвоприношений. (Обычаи, кстати, весьма напоминающие погребальную обрядность древнеарийских племен.)

...Знаменитый царь Сонгцен Гампо (613649) - тридцатый по счету. От отца, который также был завоевателем, ему досталась охваченная восстаниями страна, простершаяся на тысячу с лишним километров. Подавив непокорные племена, он переселился в Лхасу.

Изображение
Царь Сонгтсен Гампо (пещера в Йерпа)

"Рабочий день" первого покровителя буддизма на Тибете проходил в нелегких трудах: "...выколотые глаза, отрезанные головы, конечности и другие части тел людей беспрерывно появлялись у подножия Железного холма в Лхасе"... Много времени отнимала и война с собственными "советниками". Завоевав Тибет, сбе в жены он потребовал китайскую принцессу, и, вторгнувшись в Китай, получил ее. Есть предание и о непальской принцессе. Обе привезли буддийские святыни, ибо, согласно буддийской традиции, борясь за единое государство, Сонцен Гампо пытался распространить новую веру по всему Тибету. В принципе, поскольку Будда родился в соседнем Непале, удивительного в этом ничего нет, но свидетельства современников из Китая и Индии на сей счет отсутствуют... Именно при этом царе была создана тибетская письменность, заимствованная из Индии, и были приглашены лекари из Персии и Византии, возможно, заложившие основы знаменитой тибетской медицины. Полагают, что царь и две его жены не умерли, а вошли в привезенную китаянкой статую Будды, стоявшую в храме на месте нынешнего Джокханга, совсем как последний имам мусульман-шиитов, "вошедший в скалу"...

Одно из главных действ монлама составляет священный танец чам, ритуальное представление, исполняемое специальными актерскими группами.

Изображение
Tsam

В нем рассказывается о подвигах покровителей буддизма... Вот в темно-синих одеждах с ярко-розовыми полосами, в зеленой маске быка с огромными рогами появляется владыка смерти Яма, вокруг которого в вихре танца вращаются загримированные под скелеты владыки кладбищ. Затем приходит "Белый старец" - властитель земли, хранитель урожаев и стад с седыми волосами и в белых одеждах. На смену ему в ярких одеждах и черных шляпах являются шанаки. Их бешеный танец - имитация подвига монаха - защитника веры, убийцы цэнпо-отступника, злого царя Лангдармы... Представление сопровождает своеобразный тибетский оркестр, состоящий из барабанов (иногда из черепов), труб из берцовых костей преступников, колоколов, флейт и цимбал ...

В основе этого танца, переплетаясь между собой, лежат две легендарные истории.

...При молодом царе Трисонг Децэне (755-797) государством заправлял могущественный министр Мажан Домпа, сторонник старой религии бон и враг буддизма. Мажан преследовал буддийских монахов и разрушал выстроенные до того храмы. Мажана удалось отстранить от власти, но чтобы не проливать кровь, его заманили в гробницу и там замуровали живьем, где он и умер. Затем Трисонг Децэн призвал из Удаяны (современный Афганистан) мага Падмасамбхаву известного проповедника тантрического буддизма, то есть школы, практиковавшей магические способы. В отличие от философского буддизма, отрицавшего насилие, такое учение тибетцам пришлось по нраву и составило реальную конкуренцию колдунам - жрецам веры бон. Был построен первый монастырь. С этих времен берет начало древнейшая красношапочная секта Ньингмапа, почитающая Падмасамбхаву больше самого Будды.

Трисонг Децэн вошел в тибетскую легенду в образе покровителя буддизма Манджушри, а Мажан, за творимые им на Тибете насилия - в виде низвергнутого в ад владыки мертвых Ямы. Маска людоеда с бычьей головой в театре мистерий чам называется "машанг" ...

...Буддизм был объявлен государственной религией, приверженцы веры бон стали подвергаться преследованиям. Между тем тибетцы вели успешные войны с раздираемым мятежами танским Китаем, даже захватили китайскую столицу Чанъян и оставили за собой большие земли в прилегающих к Тибету провинциях. Эти победы были увековечены в специальных надписях. Своего наибольшего могущества Тибет достиг в IX веке. Его воины побеждали на Памире, в Китае и Бирме, дошли как-то до Самарканда...

Однако противоречия между верами и поддерживающими их правящими кликами обострились - к власти пришел цэнпо Дарма (836-842) по прозвищу Ланг - "Бык". Говорили, что узел на голове Лангдармы, который он завязывал вместо обычной косы, укрывает рога. Он предложил буддийским монахам выбор: стать мясниками, охотниками, убийцами живых существ - или умереть самим. Уцелевшие бежали на окраины. Но один монах решился пожертвовать своим спасением. Чтобы стать похожим на бонского жреца, Лхалунг Дорже переоделся в черную одежду, спрятал под ней лук и стрелу и, подойдя к царю, сразил его наповал Затем, воспользовавшись суматохой, переоделся, чтобы сбить со следа погоню, и ускакал в Амдо Сыновья Лангдармы вступили в борьбу за трон, и незадолго до времени призвания Рюрика на Русь Тибетское царство перестало существовать... Такова суть второй легенды театра чам...

Джокханг

Изображение
Храм Джокханг

...По современным улицам Лхасы движутся паломники к увенчанному позолоченным солнечным колесом дхармы храму Джокханг. С двух сторон к колесу прильнули стоящие на коленях золотые бараны. Вся группа в солнечном свете сияет так, что глазам больно. По преданию, храм вырос по воле Сонгцен Гампо посреди озера. На самом деле самые старые части неоднократно впоследствии перестроенного здания относятся не ранее, чем к XIII веку. В былые времена, в первый месяц нового года сюда съезжались ламы из всех тибетских монастырей.

Сегодня спустившиеся с гор паломники-тибетцы в грязнющей одежде по-прежнему непрерывным потоком идут в храм. Одной рукой перебирая четки, другой они непрерывно вращают по часовой стрелке молитвенное колесо - металлический барабанчик на короткой рукоятке с цепным противовесом, посредством которого неграмотный паломник "читает" молитвы. (Ей-богу, ламаизм - самая "механизированная" религия в мире!) Богомольцы движутся вокруг храма по кольцевой улице, на которой прямо на мостовой разложили свои товары многочисленные торговцы предметами одежды, бронзовыми колокольчиками, старыми монетами, статуэтками из поддельной слоновой кости, ритуальными принадлежностями, сигаретами, пивом и многим другим. Тут же сидят молящиеся, заунывно поющие вечное "Ом мани падмэ хум!". Группа молодых монахов по команде распластывается по земле, повторяя это до бесконечности. Несколько проходящих мимо молодых китайцев, корча гримасы, передразнивают тибетцев...

На маленьком молитвенном дворике тесно, здесь скопились и паломники, и пришедшие помолиться лхасцы. На освободившемся местечке они связывают себе колени, постлав перед собою кусок ткани или шкуры, надевают на руки плашки-"сандалии" и, опустившись на колени, скользят вперед на руках, пока не распластываются ниц на уже отполированных миллионами рук каменных плитах.

У входа в храм курятся бронзовые сосуды с благовониями. Во дворе - очередь желающих поклониться святыням, и в стороне, в огромном закопченном ритуальном котле на всех богомольцев варится цзамба. Среди толпы выделяются люди в штатском и темных очках - это сотрудники полиции, следящие за порядком в храме после волнений начала десятилетия.

На многих тибетцах традиционная одежда: халат-чуба, вместе с ноговицами и сапогами ранее составлявший единственную одежду простых людей (более состоятельные носили штаны и рубашку и, соответственно, юбку). Женщины и поныне увешивают себя бирюзой, "отводящей" несчастья, или кораллом. Прежде знатные мужи носили в ухе бирюзовую серьгу. Нынешние тибетцы вместо этого украшают зубы золотой коронкой. Всепроникающий запах прогорклого масла витает над толпой: им мажут лицо и тело, предохраняясь от облезания кожи, а женщины посыпают намазанные щеки землей, создавая впечатление полного отвращения к воде.

Паломники и туристы втягиваются в мрачные внутренности храма. Горят светильники на ячьем масле, страшного вида фигуры докшитов, защитников веры, встречают посетителей.

Храм украшают резные деревянные колонны с капителями в виде львиных и драконьих голов - явное детище индийской архитектуры. Повсюду шмыгают рыжие мыши: молясь о даровании урожая, на алтаре разбрасывают ячмень. Вот и обильно инкрустированная драгоценными камнями святыня храма: охраняемая монахами грубо сделанная из меди, золота и серебра статуя сидящего молодого Будды. По-видимому, она относится к XV веку, когда в храме возобновились богослужения.

Выше, в кумирне, помещается вторая по известности на Тибете статуя - богини Балдан Лхамо, сидящей на муле и пьющей из черепа. Она - воплощение мстительной борьбы за утверждение буддийской веры и кары нечестивым правителям.


Мантра Балдэн Лхамо: Джо Ракмо, Джо Ракмо Джо Джо Ракмо Тун Джо Кала Ра Ченмо Ракмо Ажа Дажа Тун Джо Рулу Рулу Хум Джо Хум

По легенде, в давние времена в одной местности жил злой Демон, наносивший всем вокруг много вреда. Сильные люди пытались истребить его, но ни один не из них не вернулся обратно. Одна красивая девушка, видя страдания людей, наносимые Демоном, решила убить его. С этой целью она прельстила его и вступила с ним в связь. В момент совокупления девушка убила Демона. Вернувшись домой, она поняла, что беременна. Монах предсказал ей, что родившийся ребенок будет также злым демоном. Из сострадания ко всем живым существам она убила родившегося сына, стала защитницей людей и повелительницей демонов.

Описание Балдэн Лхамо

Изображение

Она гигантских размеров, едет на своем диком муле по морю крови и жира. Она черно-синего цвета, с обвисшей грудью, горящими бровями и усами. Ее красные волосы стоят дыбом. Одной рукой она размахивает длинной ваджарной дубиной, а в другой держит чашу, сделанную из черепа, который заполнен человеческими органами.

Гирлянда свежих голов окружает тело Лхамо. Змеи поддерживают юбку из тигровой шкуры, а пять черепов украшают ее драгоценную корону. Лунный диск в центре волос и солнечный диск в пупке - это подарок от бога Вишну, а другие украшения являются подарками от других богов. Попона мула сделана из кожи ее собственного сына.

Дикий мул запряжен в упряжь из ядовитых змей. Спереди у мула свисает пара кубиков для гадания, которые использует Лхамо, чтобы определить, хорошая или плохая судьба ждет человека, а также череп и черный мешок, заполненный болезнями. Из сострадания она проглатывает все земные болезни, собирая их в свой мешок, или выпускает их из мешка, чтобы уничтожить врагов Дхармы. На крупе мула висит клубок волшебных нитей, сделанный из скрученного в шар оружия.

От Индии богиня проехала вплоть до Сибири, где и обосновалась на великой горе.


http://china.worlds.ru/travelstory/pressa005.html


11 сен 2009, 08:55
Профиль
Администратор

Зарегистрирован: 16 июл 2009, 17:27
Сообщения: 331
Сообщение Путь в Тибет
Девять таинственных озер Тибета


Изображение

http://www.partnery.cn  

Изображение

ИзображениеИзображение

ИзображениеИзображение

Изображение

Изображение


Изображение

Изображение Изображение

Изображение

Озеро Нам-цо

Озеро Нам-цо – защитник гордых и неприкосновенных Ньенчен-Тангла

Изображение

Загадка "Небесного озера" Нам-цо
Согласно преданию, Намцо – это дочь Сакра-деванам-индры, жена бога гор Ньенчен-Тангла. У богини Намцо две руки и три глаза, в правой руке она держит сосуд, в левой – зеркало. У нее на голове высокий узел; красивая и очаровательная богиня всегда сидит верхом на драконе.

Озеро Нам-цо – защитник гордых и неприкосновенных Ньенчен-Тангла
Изображение

Закат на озере Нам-цо

На тибетском языке “нам-цо” – “Небесное озеро”, на монгольском и маньчжурском языках оно произносится “Тенгри-нор”. Нам-цо находится к северу от Лхасы, между уездами Дамсун и Багон, в 240 км от Лхасы. Оно лежит на высоте 4718 метров, с востока на запад его протяженность составляет 70 км, с юга на север – 30 км, площадь водного зеркала – 1940 кв. км. Озеро Нам-цо является первым по величине в Тибете и вторым в Китае соленым озером, а по высоте над уровнем моря занимает первое место в мире среди крупнейших озер. В исторических документах говорится, что это озеро словно небо на земле, поэтому оно и называется Нам-цо. Живущие у озера скотоводы говорят, что озеро расположено на большой высоте как на небе, поэтому оно и получило такое название. К югу от озера расположены горы Ньенчен-Тангла с вечными снегами, на севере и западе – плато и холмы, вокруг него – широкая степь и хорошие пастбища.


Озеро Басум-цо

ИзображениеИзображение


Басум-цо, другое название Цонго. Это священное озеро школы Ньинма и одно из крупнейших в восточной части Тибета пресноводных озер. Оно расположено в волости Цонго уезда Гонбо района Линьчжи. Басум-цо лежит в горах, там теплый климат, средняя высота зеркала озера над уровнем моря – 3538 метров, длина озера – около 15 км, средняя ширина – 2,5 км, самое глубокое место – 166 метров. Расстояние от озера до Сычуань-Тибетского шоссе – 44 км., до Лхасы – 400 км.




Озеро Данграюм-цо

Изображение

Западная часть большой Цянтанской степи – известный всему миру безлюдный край. Например, в районах Шуанху и Вэньбу, площадь которых составляет 200 тыс. с лишним кв. км, на 6 кв. км приходится один человек.

Данграюм-цо – самое крупное священное озеро тибетской религии бон и третье по величине в Тибете. Зеркало озера – 1400 кв. км, длина – 70 км, ширина – 20 км, высота над уровнем моря – 4600 с лишним метров. Тибетцы на пути к священным озерам не забывают читать молитвы у “озера нечисти”. Они снисходительны и милосердны.



Озеро Манасаровар

Изображение

Город Али – это небосклон в глазах тибетцев. Он расположен в двух тысячах с лишним километрах от священной Лхасы, в неимоверной дали. Его называют также вершиной «Крыши мира».
Изображение

Буддисты считают Манасаровар самым священным озером, его воды – манной небесной, ниспосланной святыми.

Изображение

Святая вода может развеять досаду и грехи в душах людей.
Изображение

Манасаровар является одним из самых древних и святых мест для последователей буддизма, индуизма и религии бон.
Изображение

Это идеальное озеро в душе, настоящий рай в космосе, Шангрила святых и райский уголок природы.

Изображение

Озеро Манасаровар расположено на высоте примерно 4 500 метров над уровнем моря, самое глубокое место – 77 метров, периметр озера – около 90 километров.

Озеро Ямдог-цо
Бирюзовые серьги богини

Изображение

Озеро Ямдог-цо пользуется славой озера с «самой красивой водой в мире». Его название можно перевести как «Яшмовое озеро на верхнем пастбище». Это буквальный смысл, а в глазах тибетцев оно означает «Бирюзовые серьги богини». Ни с одной точки нельзя увидеть озера целиком. У него есть три озера-сестрички. Они связаны между собой, вместе образуют священное озеро, которое не возможно увидеть простому человеку. Ямдог-цо, извиваясь между горами, тянется на 130 с лишним километров. Только на карте или с большой высоты можно заметить, что оно похоже на серьги, протиснувшиеся между горами. Благодаря солнечным лучам в разное время оно приобретает различные оттенки синего цвета, напоминающие грезы.

Озеро Силинг-цо

Изображение

У Ямдог-цо самое чудесное заключается в том, что его источником являются талые воды снежных вершин окрестных гор Ньенчен-Тангла, но у него нет стока. Талые воды и природное испарение сохраняют необыкновенное устойчивое состояние равновесия.

Силинг-цо является своеобразным озером нечисти, которая ранее обитала к западу от Лхасы. Каждый день эта нечисть проглатывала десятки тысяч людей и животных. Никто не мог остановить ее зверств. Один герой нашел ее и загнал в большое мутное озеро, расположенное к северо-западу от Лхасы. Герой приказал нечисти не покидать озера, раскаяться и не трогать живых существ в воде. Он также назвал озеро «Силинг-цо», т.е. «Озеро нечисти Силинг».




Мертвое озеро: озеро Ракшас

Изображение

Озеро Ракшас расположено ближе к северу, неподалеку от священного озера Манасаровар. Это красивое лазурное озеро в форме лунного серпа, а озеро Манасаровар – в форме солнца. Их формы демонстрируют такую гармонию, что сразу видишь незабываемую красоту. Между озерами проходит дорога в уезд Буранг.

Говорят, что на мертвом озере волны высотой в метр возникают при отсутствии ветра. В самом деле здесь открываются великолепные пейзажи, неподалеку от озера расположена темно-красные горы. Когда подходишь к озеру, то слышишь шепот волн. Галечная отмель как блестящая лента своеобразно инкрустирует озеро. Посреди озера виднеется островок.
Мертвое озеро: озеро Ракшас

Озеро богини Тары...Лхамола-цо



ИзображениеИзображение

Лхамола-цо

В тибетском буддизме есть известное женское божество, которое называется Шридеви, по-китайски – «небесная дева счастья». Форма озеро Лхамола-цо напоминает голову, поэтому тибетцы считают озеро воплощением облика «небесной девы счастья» и местом, где находится ее душа. Многие тибетцы называют его «озером богини Тары». Мало кто знает о нем, потому что оно расположено в глубине гор, на высоте снегов, куда редко ступала нога человека, лишь небольшая часть людей имела возможность посетить его. Лхамола-цо является священным озером в Тибете, в течении сотен лет его роль была незаменима при раздорах. После достижения нирваны далай-ламами и панчен-ламами и перед тем, как начать поиск очередного мальчика – воплощение живого божества, необходимо идти к озеру и наблюдать за ним, чтобы в его глади увидеть место рождения малыша, его деревню и дом, а даже его внешность и движения, когда играет. Что касается простых людей, то если они бросят какую-то драгоценность в озеро после его посещения, то, сидя на вершине горы, смогут увидеть свою прошлую и будущую жизнь в цикле перерождений. Вот такое чудесное озеро Лхамола-цо – спокойное, простое и доброе.




Озеро Баньгун-цо

ИзображениеИзображение

Последнее из известных озер – Баньгун-цо – расположено к северу от города Али. Хотя оно и не имеет особого религиозного значения и не является священным, но также весьма известно. Его западная часть находится в Кашмире. Там оно соленое. Говорят, что в той части озера редко можно встретить живых существ. Центральная и восточная части в пределах Китая, в озере пресная вода. Здесь обитают разные рыбы, многие виды водных растений.

russian.dbw.cn/system/ 2008/04/01/000037193.shtml
и другие материалы инета


19 сен 2009, 09:03
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron