Галактика

Сознание Современного Человека
Текущее время: 19 янв 2019, 18:32

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Взгляд на Каббалу из разных источников. Беседы о Мире.
СообщениеДобавлено: 20 май 2009, 12:07 

Зарегистрирован: 16 май 2009, 10:38
Сообщения: 80
Совсем другой Жириновский!

Беседа Михаэля Лайтмана с Владимиром Жириновским

Один - ученый, другой - политик. Совершенно разные люди, они говорят на одну тему: как найти решение проблем мирового кризиса? - и находят общий язык.

М. Лайтман: Я очень рад нашей встрече и хотел бы поговорить о, естественно, самой большой проблеме, которая сегодня есть в мире - о кризисе. Как Вы считаете, в какой плоскости может быть его решение? Получится ли что-нибудь от встречи "Двадцатки"? И если нет, то каким образом все-таки мы сможем как-то приблизиться к тому, чтобы его решить?

В. Жириновский: В экономике подобные кризисы были постоянно, поскольку всегда желающих поторговать, производить продукцию больше, чем потребности общества. Это как на дискотеку, если без билета пускать. Вот давка у нас была на Урале - пустили, кто хочет. Рыночный вариант: давай, кто хочет! Сразу задавили трех девочек. А если регламентировать - только тех, у кого деньги и билеты - моральный кризис, не все могут участвовать. Поэтому люди выбирают все-таки больше свободы, но здесь больше риска.

Конечно, здесь есть конкретный виновник - это огромное количество лишних денег. Их в десять раз больше, чем сама экономика. И естественно, выигрывает только США, поскольку это их деньги. Поэтому самое лучшее решение кризиса и безопасность на будущее - это договориться о нейтральной валюте.

Вот язык международный пока не получился - взяли живой язык. В основном это английский, к сожалению. Но о валюте-то можно договориться? Есть Международный валютный фонд и Всемирный банк. Хотя бы даже евро. Почему евро не сделать мировой валютой? А сейчас американцы выиграли. Но и им тоже несладко, поскольку из кризиса выходить очень тяжело.

Все предыдущие периоды был допинг. Можно было прорваться на рынок Китая, это сделали 30 лет назад. Потом на рынок Восточной Европы, когда Советский Союз перестал существовать. Сейчас нет свободного рынка, поэтому это самый тяжелый кризис с точки зрения выхода. Расширятся некуда. Поэтому начинают закрываться заводы. Но просто остановка производства - это огромное количество безработных, значит, это революция.

Пока история знала два выхода: война и диктатура. Ну, диктатуру американцы, может быть, не очень любят. Значит война. Война где? Пакистан, Индия, Афганистан, в целом Ближний Восток весь - вот это вот варианты. В Африке что-то такое может быть. "Болезнь" Сомали может распространиться еще на несколько стран Африки. То есть сакцентировать внимание на внешние угрозы, дать стимул для работы американскому ВПК, может, и русский ВПК тоже примкнет. И это плохо очень.

Мы обманываем все человечество. Мы подтверждаем гипотезу, что людей слишком много, а продовольствия мало, поэтому нужны способы уменьшения количества людей. И тяжелее всего, конечно, будет в Африке. Поэтому, к сожалению, кризис этот не имеет выхода в формате экономических мер.

Скорее всего, определенные круги подтолкнут к каким-то военным операциям или к установлению диктатуры в каких-то странах. Вот та же Украина. Ющенко или потеряет власть, или ее сохранит путем диктатуры. Это кризис в отдельно взятой стране, где больше всего проблем будет - там не хватает энергоносителей.

И конечно, главный виновник здесь - США и в целом - анархические формы бизнеса, когда на первом месте выгода. С точки зрения экономики так и должно быть. Мы должны заниматься той экономикой, где есть прибыль. Если мы рубль вкладываем, дайте нам хотя бы рубль пять обратно. Но тогда нужны какие-то регуляторы. А регуляторы - национальные границы. Кто хочет себя ограничивать и работать в пользу соседа?

Бушевская демократия, или американская, не подходит всему человечеству. А они ее сворачивать готовы - уходят, но на их место придут исламисты. И все равно будет какой-то жупел всемирный, чтобы все боялись чего-то. Поэтому кризис - одновременный: и идеологический, и финансовый, и экономический, социальный, политический, этнический и, наконец, просто психологический. Люди все уже ненавидят друг друга, никто ни во что не верит. В спорте - допинг. Все финансы - в основном мошеннические схемы. И это тяжело.

Надо договариваться. Я думаю, в ближайшие десятилетия, может быть, к какому-то согласию придем. Вот Саркози обещает хлопнуть дверью. Наш президент тоже не будет завтра молчать. А американцы уже заявили: от доллара не откажутся. Значит, все будет продолжаться, как было, в их пользу. Игра в одни ворота. Сегодня фондовый рынок рухнул, они по дешевке скупят все акции и выйдут из кризиса, получив дополнительные рычаги управления экономикой мира, а мы с вами все проиграем.

Но у России есть шанс. У нас есть допинг - дополнительные естественные ресурсы: газ, нефть, металл, уголь. Но в основном выиграет США, поскольку их доллар все еще гуляет по миру. Европа - поскольку она объединилась, у нее есть своя валюта - евро. Россия - потому что есть ресурсы. Вот три центра выиграют. Ну, может быть, японцы - благодаря своему фанатизму.

А проиграют: Восточная Европа, Африка, Китай, Индия, исламский мир. Поэтому они все будут обозлены. И Китай может начать войну, использовать как предлог нападение на Северную Корею со стороны Южной Кореи или Тайваня. Индия с Пакистаном могут схлестнуться. И в Африке свои проблемы постоянные.

То есть впереди, конечно, обострение обстановки: и международной, и между странами, и в отношении каждого человека. Все чувствуют свою безысходность, никчемность, поэтому будет рост преступности по всей стране. Вот такая общая оценка.

М. Лайтман: Скажите, пожалуйста, мы первый раз столкнулись с тем, что кризис - глобальный. Практически он затрагивает абсолютно весь мир. Мы, в общем-то, уже несколько десятилетий постепенно осознаем... Был Римский клуб и Вернадский, и многие другие ученые, мыслители, экономисты, даже политики, которые говорили о том, что сегодня мы живем в абсолютно замкнутом мире, в полной зависимости друг от друга. И не может быть решения в какой-то отдельно взятой стране или даже блоке стран - решение должно быть абсолютно глобальным.

Мы поднялись до такого уровня эгоизма, который схлестнул нас, замкнул просто в какую-то систему. Произошло какое-то замыкание между всеми нами. И мы вдруг оказались абсолютно замкнуты в единой интегральной системе. И в такой системе существуют свои законы: каждый зависит от всех, и каждый влияет на всех - взаимное поручительство, взаимное обязательство. То есть мы не имеем здесь никакой свободы воли думать каждый о себе. Мы обязаны поневоле увидеть, что это закон сегодняшний природы, мы в нем вдруг оказались.

В предыдущих кризисах мы могли быть индивидуалистами. А сегодня этого не получится, потому что мы вдруг оказались в глобальном мире. А в глобальном мире, исходя из поведения любой замкнутой интегральной системы, мы должны придти к тому, что каждый элемент понимает свою ответственность, свою полную зависимость от других, и поэтому должны достичь гармонии поведения вместе все, иначе мы просто не выживем. Мы все равно будем дальше и дальше смыкаться, соединяться и все больше зависеть друг от друга.

Не считаете ли Вы, что единственный выход в таком состоянии - это просто объяснить людям, что мы находимся на совершено ином уровне природы. Вот эта глобальная зависимость - она просто обязывает всех нас учиться. Учиться этой общей зависимости, общему влиянию друг на друга, поведению в общей глобальной системе.

В. Жириновский: Я согласен с Вами полностью. Говоря о возможных путях выхода: война и диктатуры, - я вовсе не сторонник того, чтобы это было, потому что это тоже ни к чему не приведет. И американцы в этом убедились, начиная войну против Ирака. И сегодняшнее противостояние, допустим, в Афганистане. Или если будет попытка силой заблокировать Сомали, то пираты появятся в другой африканской стране.

В этом смысле Вы абсолютно правы. Но договориться легче всего будет, наверное, на севере: США, Канада, вся Европа, Россия. Тяжелее - на юге, у которого избыток населения. И не хватает средств воздействия, чтобы объяснить всем африканцам, всем арабам, персам, китайцам, индусам. Потому что голодные люди все-таки будут стремиться к насилию.

Я сам сторонник того, что Вы сказали. На примере нашей страны я это вижу. У нас три миллиона очень богатых людей живут практически в бункере. Они боятся общения. Они понимают происхождение своих денег. Они все под охраной. У нас сегодня частных охранников больше, чем регулярной армии, потому что у всех богатых людей только одно стремление - проблема безопасности. Поэтому их большие деньги им пользы не принесли.

Поэтому я Вам просто благодарен. Мы должны эту разъяснительную работу вести, договариваться везде. И завтра в Лондоне они должны будут договориться. Сегодня этот всеобщий страх перед всеобщей катастрофой заставляет нас отказаться от какой-то доминирующей идеологии. Отказаться от элементов насилия, от силовой демократии, от любых видов идеологической окраски - деления людей по цвету, по национальности, географическому фактору. Я согласен с Вами! Давайте к этому стремиться. И здесь на помощь нам должна прийти пресса.

Вот впервые я с Вами говорю, и я с Вами согласен. Нужно найти площадку, чтобы обязательно договариваться. Все зависит от Обамы, от нашего президента и от руководителей европейских ведущих стран, таких как Германия, Франция, Британия, Италия. Вот они вшестером должны договориться. Они вшестером договорятся - эта договоренность пойдет дальше, на всю Европу, на всю Америку, на всю Азию. И все вместе как-то уговорим африканцев. Я с Вами согласен.

М. Лайтман: Скажите, пожалуйста, а почему мы не можем воздействовать на наши средства массовой информации, наших руководителей, на всю общественность, чтобы ввести вот это единое глобальное образование? Дать людям понять, что они сегодня живут в другом мире, что они абсолютно зависимы друг от друга, и от этого никуда не деться.

Не дожидаясь, пока политики начнут проворачивать это через свои бюрократические системы, просто преподавать в школе - как мы ребенка воспитываем и готовим его 20 лет к тому, чтобы он начал в этом мире нормально жить. Обучаем его тому, что значит - существовать в этом мире: работать, учиться. Обучаем его всему тому, что есть в этом мире.

Сегодня мы должны добавить к этому образованию еще и это единое как бы, наше глобальное состояние - полную зависимость друг от друга. Обучать людей, что сегодня ты не можешь совершить како-то поступок без того, чтобы воздействовать на других плохо или хорошо. И все так друг на друга влияют.

Это было бы в соответствии с сегодняшним глобальным законом природы. Это поставило бы человечество, ну, по крайней мере, отдельно взятую страну или какую-то часть мира, в равновесие с природой.

Ведь если раскрывшаяся сегодня глобализация, взаимная связь, является законом человеческого общества, если человеческое общество поневоле в своем развитии пришло к такому состоянию, значит, выполняя этот закон природы, мы естественно ставим себя под воздействие положительных сил. То есть глобальное образование пойдет на пользу и народу, и миру.

Я считаю, что сегодня как мы готовим маленького ребенка к жизни, так надо готовить совершенно всех людей в мире. Сегодня мир круглый.

В. Жириновский: Я согласен. Это проблема самая важная - чтобы это все было начато с первых шагов в школе. И я вспоминаю, в Швейцарии была такая организация - "Школа как инструмент мира". Она выступала за то, чтобы во всех школах преподавать одинаковые предметы, связанные с гуманитарными проблемами. У нас тогда еще был Советский Союз, и в нашем Министерстве просвещения к этому отнеслись с подозрением, считая, что это будет как бы тлетворное влияние Запада.

Потом у меня были контакты, другой швейцарец - Макс Хабихт, он возглавлял организацию "Федералисты мира". Тогда еще не было понятия глобализма, и он исходил из того, что мы, в принципе, уже на планете Земля, имеем элементы всемирного государства. Что мы все - одна семья, просто у нас разный язык, есть еще границы, есть отличия, цвет кожи..., а принципе ведь, все одинаково. Везде папа, мама, дети, школа, дом, работа, свадьбы, похороны.

Все хотят доброты, любви. Никто не хочет, чтобы дети были жуликами, а родители, там, пьяницами, или кто-то над кем-то издевался. Но все боятся какого-то чужого влияния. Потому что если это идет из Западной Европы, то сегодня мы этого не боимся, но в исламском мире могут бояться, что это будет иметь какой-то антиисламский оттенок.

Африканцы еще могут бояться, что это связано все-таки с какими-то расовыми проблемами, что они, вроде бы, не совсем полноценные. Китай будет бояться, что это попытка помешать ему господствовать в будущем благодаря своей экономике. Но мы должны именно вот в этом вопросе обязательно договориться.

И для этого гуманитарии должны договариваться. Должны быть встречи не только министров финансов, а и министров образования. Пока еще на эту тему никто не говорит, все говорят только о войне или о деньгах. А вот чисто гуманитарная проблема остается в тени, а она - главная: чтобы не выросли новые террористы, чтобы не выросли новые финансовые мошенники, и чтобы все население было образованно и правильно относилось бы друг к другу. Согласен с Вами!

М. Лайтман: Я думаю, что даже более того. Я думаю, что все сегодняшние кризисы основаны именно на том, что мы не принимаем во внимание нашу всеобщую взаимосвязь. Если мы находимся в глобальном мире, в котором все структуры должны быть по закону природы взаимно связаны, в гармонии, а мы эту гармонию, естественно, нарушаем и постоянно находимся в таком, знаете, разъедаемом эгоистическом теле, то мы, практически, представляем собой такую раковую опухоль, съедающую всех нас.

И я даже не думаю, что есть выход из всех наших кризисов: политического, экономического и любого другого, кроме как через это всеобщее образование, через создание совершенно новых взаимоотношений между людьми. Даже экономисты уже начинают говорить о том, что между нами нет доверия, мы строим постоянно финансовые пирамиды, наш эгоизм нас губит, но мы не в состоянии им управлять. Мы оказались совершенно в новом мире. Мы абсолютно взаимосвязаны друг с другом. Давайте совершенно по-другому жить, потому что иначе мы сами себя этим приводим к взаимному уничтожению.

То есть решение вообще всех сегодняшних задач: политических, экономических, любых, - лежит совершенно в иной плоскости. В воспитании человека и в ясном видении им, что мы сегодня поневоле одна семья. Мне кажется, если бы мы смогли как-то организовать всемирный форум людей, которые понимают необходимость этого, потому что это - природа, это - реальность, в которой мы оказались. Если бы мы смогли преподнести это руководителям, то и они уже смогли бы договориться между собой на этой совершенно новой основе. Средства массовой информации, радио, телевидение - все должно объяснять человеку как на сегодняшний день выжить и достичь нормального существования.

В. Жириновский: Я уже наверно в пятый раз, говорю, что я с Вами согласен. Вот видите, мы же, в принципе, с Вами, наверное, разные люди. Может быть, разные образования, но мы абсолютно друг друга хорошо понимаем, и у нас с Вами нет никаких противоречий.

Сегодня нам интернет помогает - очень много возможностей информацию слышать и видеть одновременно на всех континентах. Вот прийти к этому пониманию, что действительно все человечество - нас там шесть миллиардов, мы все - одна семья, и мы все дышим грязным воздухом.

Ведь это всем понятно уже, что наверху мы не можем остановить потоки грязного воздуха и не можем остановить загрязнение воды, поскольку это подземные течения. Если где-то загрязнят воду в Китае, она и в Европу придет по подземным путям. Это вот всеобщность, глобальность должна нам всем показать, что мы не можем нигде сохранить чистоту без того, чтобы было взаимопонимание не только со всеми соседями, но и со всеми странами, со всеми континентами. Это абсолютно правильная позиция.

И вот гуманитарии, философы, преподаватели, которые занимаются образованием, литераторы должны собираться, встречаться, хотя бы вот так, через Интернет, через какие-то прямые диалоги. И эти идеи поднимать для всеобщего обсуждения, и чтобы они проникали с самого раннего возраста, чтобы на этом строилась бы карьера в будущем: не обмануть кого-то, не поучаствовать в коррупционной схеме, а стараться сделать добро. Потому что те, кого ты обманешь, потом тебя же и накажут. Чтобы человек почувствовал зависимость от своих отрицательных действий, что потом тебе же будет плохо - ты будешь скрываться, тебя будут искать, и самое главное - ты не сможешь никогда честно смотреть людям в глаза. Так что, и в этом смысле я тоже с Вами согласен.

М. Лайтман: Скажите, пожалуйста, Вы думаете, что это дело только гуманитариев, а не силовых, политических и экономических структур? Они не чувствуют сегодня, что живут в абсолютно взаимосвязанном, едином, интегральном мире? Что уже исчезла возможность какими-то силовыми или экономическими методами влиять друг на друга. Все равно это, грубо говоря, выходит боком, и победителя в этом в долгосрочной перспективе нет.

В. Жириновский: Я согласен в том плане, что надо действительно влиять именно на тех, кто занимается экономикой и имеет отношение к силовым ведомствам. К сожалению, именно в этой категории те, кто проводит какие-то государственные функции, - у них другие цели. Силовые структуры: их задача - нейтрализация потенциального противника, и он как бы обозначен. А экономисты: старая модель - получить прибыль, победить своего конкурента в экономической борьбе.

Поэтому, если бы сперва могли гуманитарии договориться: философы, политики, журналисты, писатели, - чтобы влиять в своей стране на них в этом же направлении. Конечно, идеальный вариант - чтобы те идеи, которые мы с Вами сегодня обсуждаем, поняли бы те, у кого реальные властные полномочия, которые принимают решения, запускают определенный сценарий, и по факту это может приносить огромный вред миллионам и миллионам наших граждан. Поэтому, конечно, на них влиять.

Но для этого мы должны добиться, чтобы на нашей стороне была хотя бы определенная часть журналистов и все те, кто пользуется интернетом, чтобы мы, граждане, могли договориться напрямую. В этом смысле как раз технические средства информации нас могут спасти. Должна быть площадка, должны быть какие-то форумы, должны быть какие-то новые учебники, даже вот такие встречи, как сегодня наша с Вами. Если мы все это будем передавать в интернет, мы найдем огромное количество сторонников.

Влиять через все, что можно, чтобы все понимали, что сегодня - тотальная зависимость от всего. И напоминать им про человеческий организм. Что если вы лечите сердце, допустим, а вам откажет желудок, то вы все равно умрете. Поэтому организм должен быть в целом здоровый, ибо охрана только одного органа ничего вам не даст. Вы можете ослепнуть, оглохнуть, вам могут отказать органы движения.

Вот так и на всей планете - если мы добьемся оздоровления финансов, но будем выпускать плохое продовольствие, то с наведением порядка в финансах, наше здоровье будет ухудшаться от фальшивых лекарств и плохого продовольствия. И воздух, вода - здесь вообще нет границ. Мы не можем создать экологически чистую обстановку в какой-то отдельно взятой стране. Или контрабанда и преступные группировки. Они пересекают все границы. Только объединившись, мы можем с ними бороться, как и с наркотиками.

Вот это все нужно понять. Но для этого люди должны нас видеть и слышать. А пока они видят и слышат революционеров. Ленин был у нас, там, Троцкий. Потом Фидель Кастро, Уго Чавес. Вот молодежь сегодня с удовольствием носит майки Че Гевары, а не какого-то философа или журналиста, или гуманитария. То есть молодое поколение все еще более склонно к экстремизму. Вот в этом плане мы должны их останавливать обязательно. Согласен с Вами.

М. Лайтман: Ну, молодежь, наверное, хочет быстро, рывком изменить мир, поэтому Че Гевара является для нее каким-то символом. Все его замыслы и планы они вряд ли знают. Для них интересен этот импульс, который может мгновенно где-то что-то изменить.

Скажите, пожалуйста, но вот Вы, как человек известный, популярный, сильный, влиятельный, образованный, с таким послужным списком на благо России и всему народу, владеющий такими знаниями о мире, востоковед, и прочее, Вы не считаете, что пришло время действовать? Или есть что-то важнее, чем эта агитация за глобальную мировую систему воспитания и вообще преобразования мира в сторону единого мира? Хотя бы Северная Америка, Европа, Россия? А потом уже, может, появились бы какие-то более-менее общие рычаги воздействовия и на этот южный пояс, так сказать: Африка, Азия, Китай.

Я думаю, что у Вас есть такие возможности создать такой форум, создать такое мнение, подкрепившись сведениями из науки обо всем, что она говорит о сегодняшней глобализации, о необходимости и нам, людям, создавать ее на нашем, общественном уровне.

В. Жириновский: В личном плане, я еще раз говорю, согласен с той постановкой вопроса, и сам готов был бы это делать, но я зависим от избирателей. И очень трудно их агитировать, произнося те фразы, которые я сказал сегодня с Вами. Я провожу "круглые столы" в Государственной Думе ежемесячно. В основном, приглашаю молодежь, поскольку они будут еще долго-долго потом использовать эти знания для всей страны.

Но, к сожалению, они лучше реагируют на какие-то жесткие вещи. Если я им говорю, что отменим все экзамены, они радуются, хлопают в ладоши. А чтобы познавать дальше мир и распространять знания - им это не особенно нравится.

Если у нас присутствует кто-то из более жестких критиков нынешнего режима в России, они тоже реагируют лучше. Я как раз пытаюсь, как Вы и говорите, смягчать все это, объяснять им, что любые силовые действия к хорошему не приведут, что мы все пострадаем. Ни одна война и революция, тем более сегодня, тоже ничего хорошего не даст.

В этом смысле, если бы не было избирателей, то я бы мог все свои силы потратить как раз на обсуждение и пропаганду тех идей, о которых мы с вами сегодня говорим. Но тогда не будет площадки. Вот здесь зависимость. Я имею площадку, потому что я - лидер оппозиционной партии. А находясь в этой позиции, я должен выдвигать какие-то жесткие решения, а это как раз противоречит тому, о чем мы с Вами говорим.

Я вовсе не хочу свой авторитет использовать только в каких-то корыстных целях или личных. Я хотел бы, чтобы была польза для всех, для всех наших граждан. Потому что тяжело всей планете. И именно сейчас, когда уже абсолютно нет никакого выхода, кроме как нам договориться.

Никакая война сейчас успеха не принесет. Даже если индусы с пакистанцами - будет ядерный конфликт (там уже посчитали, погибнет 200 миллионов человек), но война закончится, дальше-то все останется по-прежнему, проблемы останутся. И здесь все равно нужно будет то решение, о котором мы с Вами говорим.

М. Лайтман: Я очень благодарен Вам за такой откровенный ответ. Я увидел собеседника - такого живого, теплого, здравого, разумного. Мне очень приятно. Но вот сегодня наш телемост, а завтра собирается "Двадцатка". Разочарование, которое обязательно, конечно, произойдет после этой встречи. Следующая встреча. Еще добавит разочарования. Может, все-таки есть какая-то надежда? Как Вы думаете?

На них, конечно, надеяться - это проблема большая. Но есть где-то возможность, какой-то путь, что все-таки люди поймут, что надо все отбросить и начать:? Вот мы собрались здесь, эта двадцатка, и нас сейчас не выпустят из этого зала, пока мы между собой не договоримся. Мы представляем собой важнейшие органы мирового тела, мы обязаны между собой достичь гармоничного сотрудничества: единое там правительство, банк, не знаю что. Возможен ли такой вариант? Не завтра, конечно, на их встрече, так через какое-то время. Ведь иначе как-то мир: - неизвестно куда он катится.

В. Жириновский: Возможен! Именно сейчас, когда граждане любой страны мира увидят, что плохо стало всем: и американцам, и европейцам, и русским, и на Ближнем Востоке, и китайцам. То есть вот эта глобализация - она имеет всегда и положительное, и отрицательное. Но в течение девятого года (может быть, даже и десятый год и одиннадцатый), пострадает вся планета. И все граждане поймут, что нельзя где-то резко улучшить положение, потому что мы зависимы: сырье - в одном месте, смежные предприятия - в другом, производство - в третьем, продают - в четвертый. И никак нельзя вырвать какое-то одно звено. Вот это прозрение придет через голод, через потерю работы, через психологические стрессы.

Эта "Двадцатка" завтра. Уже тот факт, что они встретились все-таки (это не руководство НАТО, это не элита только западных стран - собрались представители всех континентов), - это уже хорошо, что они пошли на расширение. И в этой "Двадцатке" есть те, кто первыми должны будут договориться все-таки. Это США и Канада, это четыре ведущих страны Европы: Германия, Британия, Франция, Италия и Россия.

Если бы Россия еще оставалась советской, допустим, был бы у нас какой-то второй вариант Брежнева с жесткой идеологией поддержки коммунистических режимов, вот тогда мы с вами были бы в тупике. Но Россия уже другая. Уже 20 лет у нас нейтральная идеология, нейтральны все наши позиции.

И сегодня запад уже обжегся и на Африке, где идет взаимное уничтожение африканских племен, и ничего хорошего нет: они одно племя поддержат - завтра противник этого племени съедает все племя, которое они поддержали, и все их деньги впустую. Не просто нет результата, а нету тех людей, на которых они делали ставку. Исламский мир - они тоже убедились, что только бомбежками им трудно добиться какого-то позитивного результата. И Китай становится угрозой для них.

Они видят, что Россия не угрожает. Но Китай - в 10 раз больше по населению, и жесткая идеология, реально тоталитарная структура. Там нет Сталина, но там руководство скорее ближе к Пиночету, чем к Брежневу или даже Горбачеву. Там такой вариант, что это может быть угрозой. Руководство Китая может пойти на самые жесткие меры. Поэтому мы, гуманитарии, должны о чем-то договориться, чтобы повлиять на экономистов и силовиков.

Завтра в Лондоне они должны о чем-то договориться. И Франция, наиболее свободная страна, потому что Германия оккупирована, Британия связана все-таки с Америкой, как бы англо-саксонская такая уния. Саркози уже предупредил, что готов будет покинуть в качестве протеста, если не будет достигнуто реальных договоренностей.

Но все-таки я уверен, что пойдет процесс в плане того, что перестройка, которая была в России, начнется и в мировом масштабе. Мы всегда первыми начинаем. У нас не всегда все хорошо кончается, но это сигнал для планеты Земля, что надо перестроиться. В свое время мы раньше начали свой социализм, и он был слишком кровавым. А сегодня эти социалистические идеи уже вырываются из уст многих руководителей Западных стран. Но добровольно, благодаря развитию производительных сил и необходимости усиления влияния государства. Чтобы не было той анархии, которая произошла с финансами последние два года.

Все-таки я настроен оптимистично. Если даже завтра они не подпишут единого документа с конкретными мерами, но они договорятся о следующей встрече. Если мы страдаем 2 000 лет, то можем подождать и полгода, и год, и два, и три. Но главное - встать на правильный путь, чтобы второе апреля могло стать стартовой площадкой, что мы начали договариваться - 20 ведущих стран мира. И два самых весомых голоса - американский президент и российский - это два новых руководителя, молодых. И они уже изучили все перекосы, все перегибы, прошлого они не хотят.

Они оба не диктаторы. Они прекрасно понимают, что силой ничего не сделать. У Обамы живой пример: 8 лет Буш бомбил все, и Клинтон бомбил до этого Югославию. У Медведева живой пример: еще не так давно, 20 лет назад у нас был тоталитарный режим, и все решалось силой, и ни к чему хорошему не привело. Абсолютно. Все силовые варианты мы испробовали в нашей стране, и Америка испробовала, а Европа давно уже отказалась.

Поэтому, давайте пожелаем, чтобы завтра это не был фальшивый старт, а все-таки хоть какой-то шаг они сделают, хотя бы договорятся о постоянном формате встречи "Двадцаток". Уже это будет не "Восьмерка" - встреча в верхах, а пускай два раз в год, весной и осенью, они встречаются в формате "Двадцати". И обязательно мы придем к тому, что будет какой-то всемирный финансовый инструмент как эталон, как регулятор. И Совет безопасности ООН, может быть, НАТО, ОБСЕ - на базе них будет создан какая-то новая структура всеобщей безопасности. Может быть, эти 20 стран станут постоянными членами этого руководящего органа. И туда постепенно будет принято, там, около ста стран, которые захотят подчиняться этим общим правилам.

Я думаю, все-таки завтра будет историческая встреча. Если бы туда Буш приехал, а от нас Брежнев, то скорее всего не договорились бы. Но поскольку это все-таки Обама (он - и другой цвет кожи, он уже чувствует свою глобальность, что есть не только белые, есть и цветные, и у него есть какая-то связь с мусульманской верой, что есть не только христиане, но и мусульмане), и наш президент - это совсем новое поколение из самого культурного города. Они смогут договориться.

И немцы уже - это не послевоенная Германия. И Саркози уже высказал свою позицию, что Франция с нетерпением ждет какого-то рывка вперед. Да и Берлускони с удовольствием это все поддержит. Я думаю, завтра будет какой-то плюс, и будем надеяться, что эта "Двадцатка" пойдет по нашему с Вами пути. А мы на своем уровне должны эти встречи проводить и распространять через интернет по всей планете, чтобы у нас у всех было все больше и больше сторонников. И молодежь нас поддержит.

М. Лайтман: Я Вам очень благодарен. Мне даже нечего добавить к Вашим словам, я с ними полостью согласен. Мои горячие объятия, пожелания, всего наилучшего Вам, Вашей политической, общественной деятельности. И я надеюсь, что мы с Вами еще увидим хорошее будущее мира. До свидания. Будьте здоровы, Владимир Вольфович.

В. Жириновский: Вам тоже спасибо. И давайте продолжать сотрудничать в этом направлении. И новое поколение землян именно этого хотят. Уже все насытились войнами, революциями, кровью, махинациями, и поэтому новое поколение будет с нами. А старшее тоже, уже вынужденно, потому что оно все это пережило своей жизнью. Поэтому будущее за той формулой развития, о которой мы с Вами говорили.

Спасибо Вам тоже за этот диалог исторический и за эту встречу. До свидания.
http://kabmir.com/mirovoj_krizis/sovsem ... vskij.html ;)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Взгляд на Каббалу из разных источников. Беседы о Мире.
СообщениеДобавлено: 27 сен 2009, 13:21 

Зарегистрирован: 16 май 2009, 10:38
Сообщения: 80
Константин Бурмистров

ХРИСТИАНСКАЯ КАББАЛА И ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ЕВРЕЙСКОЙ МИСТИКИ (XV – XIX ВВ.)

ВВЕДЕНИЕ


В течение нескольких лет занимаясь вопросами, так или иначе связанными с еврейской мистической традицией, я столкнулся с рядом проблем, которые суммарно можно охарактеризовать так: это проблема отношения к мистической традиции человека, находящегося вне ее, но тем не менее ощущающего не просто интерес, но некую экзистенциальную значимость этой традиции для своей жизни. С подобной проблемой сталкивалось немалое число людей самых разных эпох, с различной конфессиональной принадлежностью, мировоззренческими установками и так далее. Каждый из них решал ее по-своему.

В принципе, возможны самые разные подходы к восприятию Каббалы (а именно эта мистическая традиция является темой данной работы) не-каббалистами: это могут быть и поиски следов некой “предвечной философии”, и стремление к реформированию христианства, миссионерство, попытка доказать некоторые догматы Церкви, утверждение первенства еврейской религии, магические цели и т.д. Сюда же я бы отнес и так называемый “научно-критический” подход, который, конечно, может быть выделен и рассмотрен особо, per se, однако в данном случае это делать нецелесообразно. Не пытаясь охватить здесь все возможные типы отношений, я сосредоточил внимание лишь на, условно говоря, сочувственно-заинтересованном отношении, характерном для традиции, условно называемой “Христианской Каббалой”. Она возникла в конце 15-го и просуществовала до 18-го века, оказав сильное влияние на интеллектуальную, религиозную и культурную жизнь Европы этого периода. При этом особенно важным мне кажется отношение христианских каббалистов и их последователей к проблеме происхождения Каббалы и ее соотношения с гностицизмом и платонизмом, что, в сущности, в этом контексте равнозначно вопросу о том, “что такое Каббала”. Я делаю это не случайно, потому что во все времена для людей, стоящих вне традиции, восприятие Каббалы во многом определялось ее соотнесением с близкими им религиозными или философскими концепциями, будь то христианство, греческая философия или научные парадигмы. И это объединяет вместе христианских каббалистов, еврейских философов, оккультистов и современных ученых.

1. ЗАРОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ КАББАЛЫ.

ОТНОШЕНИЕ К КАББАЛЕ В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА


1. С исторической точки зрения, христианская Каббала происходит из двух источников. Первым из них были христологические спекуляции ряда перешедших в христианство евреев; тексты такого рода известны уже с конца 13-го века, наиболее знаменитыми представителями этого направления могут быть названы Авнер из Бургоса (ок. 1270-1346) и Пауль де Гередия (ок. 1405-1486), однако в целом эта деятельности имела сравнительно небольшой успех, а их книги не пользовались особой популярностью в эпоху Ренессанса, представляющую особый интерес для нашей темы [1]. Христианских каббалистов той эпохи питал другой источник: это было учение о некоем предвечном Божественном откровении, дарованном людям и ими утерянном. Центром этого движения стала во второй половине 15-го века созданная флорентийским аристократом Козимо Медичи Платоновская Академия во Флоренции. Его главными представителями были известный философ-неоплатоник Марсилио Фичино (1433-1499), который перевел с греческого языка на латынь корпус сочинений Платона, Плотина и некоторые неоплатонические и герметические тексты, и его ученик Пико делла Мирандола (1463-1494), “отец” христианской Каббалы. Именно Пико несет основную ответственность за резко возросший интерес к Каббале в эту эпоху. Я не буду останавливаться на достаточно известном феномене платонизации и философизации Каббалы (как евреями, так и христианами - Пико делла Мирандола, Йоханан Аллемано, р. Ицхак и р. Яаков Абраванель etc.) в этот период, - феномене, оказавшем сильное влияние на все последующее восприятие Каббалы в Европе [2]. Интереснее для нас, почему же в контексте платонически-пифагорейско-герметического синтеза возникла необходимость обращения к еврейской мистической традиции? Ответом на этот вопрос могут послужить слова самого Пико делла Мирандолы: “Никакая наука не может лучше убедить нас в Божественности Иисуса Христа, чем Каббала” [3]. Эта фраза вошла в число 900 тезисов, представленных Пико в 1486 г. для публичных дебатов в Риме, причем в числе этих тезисов 47 было взято непосредственно из каббалистических источников (гл. обр. комментариев Реканати к Торе), а еще 72 являлись его собственными выводами из прочтения каббалистических текстов.

Не умозрительно-абстрактным, но настоятельно-жизненным, было желание отыскать в еврейской мистике решающие подтверждения христианских догматов, и прежде всего - догмата о Троице и о богочеловеческой природе Христа. Решающими же доводы, почерпнутые в Каббале, были бы именно потому, что она воспринималась как традиция, передающая истинное Откровение, восходящее к Моисею и, частично, просвечивающая у пифагорейцев, орфиков и неоплатоников. Пико делла Мирандола и последующие христианские каббалисты видели свою задачу в том, чтобы устранить при помощи Каббалы все существенные разногласия между христианством, иудаизмом и исламом, выделить из них, а также из греческой мудрости искры Божественного откровения и создать новую религию, которую Пико называл “универсальным христианством”. Эта новая религия рассматривалась вовсе не как какое-то новшество, но как утраченная примордиальная традиция. Вера в такую примордиальную традицию (prisca theologia) является одним из главных мотивов, определивших отношение к Каббале в последующие века.

2. Нельзя не упомянуть и еще о двух заметных фигурах того времени, проявивших исключительный интерес к еврейской мистике. Первым из них был известный немецкий религиозный деятель, гуманист и ученый Иоганн Рейхлин (1455-1522), - в сущности, основатель гебраистики как науки [4]. Он был хорошо знаком с сочинениями Пико, а также целого ряда каббалистов, из которых наибольшее влияние на него оказал р. Йосеф Гикатилла и его учение об эманации и Божественных Именах. Особенно интересно его глубокое проникновение в каббалистическое учение, которому он посвятил две свои известные книги. Первая из них - “О чудотворном имени” (1494), трактующая о глубине и Божественности еврейского языка. В книге запечатлен диспут между еврейским мудрецом, христианским ученым и греческим философом, в результате которого делается вывод о первенстве еврейской мудрости, суть которой заключена в языке - словах, буквах и даже форме этих букв (возможное влияние традиции “Сефер hа-тмуна”). Вторая его книга - “О каббалистическом искусстве” (1517) [5] - это опять-таки диспут между греком, мусульманином и евреем-каббалистом, причем главенствующую роль здесь играет опять-таки еврей, на основе многочисленных цитат из Писания, отцов церкви, Талмуда, каббалистических сочинений и трудов греческих философов показывающий, что высшей практикой богопознания является так называемая профетическая Каббала [6]. Рейхлин разработал оригинальное учение, соединяющее догму о Воплощении с каббалистической концепцией Божественных имен, а еврейские предания о трех мировых периодах (Хаоса, Торы и Мессии) - с милленаристским учением Иоахима Флорского.

Вторым из них является знаменитый Генрих Корнелий Агриппа из Неттесгейма, хорошо знакомый с трудами Рейхлина и Пико. В своей “Оккультной философии” (1531) он изложил все, что было ему известно о “тайных науках”, в том числе и Каббале. Именно он впервые выдвинул идею о близости Каббалы и гностических учений [7]. В то же время, именно Агриппа несет ответственность за ошибочное отождествление в христианском мире Каббалы с нумерологией и колдовством.

3. Среди других значительных христианских каббалистов конца 15-го – 16-го веков, изучавших Каббалу как в оргигинальных сочинениях, так и в латинских переводах, можно назвать кардинала Эгидио де Витербо (1465-1532), автора книг “Шхина” и “О еврейских буквах”, созданных под влиянием Зоhара и “Сефер hа-тмуна”, а также францисканского монаха Франческо Джорджио (1460-1541), в работах которого (“De Harmonia Mundi”, “Problemata”) Каббале отводится центральное место и впервые обильно цитируются рукописи Зоhара. Тогда же появляются работы Пауло Риччио, ученого еврея, профессора философии в Павии, личного врача императора Максимиллиана. Риччио впервые переводит на латынь и издает несколько трактатов Талмуда (1519), а также знаменитый труд Йосефа Гикатиллы “Шаарей Ора” (1516), оказавший влияние на всю последующую христианскую Каббалу своим учением об эаманации сфирот как раскрытии Божиих Имен. В своих работах по христианской Каббале он создает оригинальный синтез идей Пико делла Мирандолы и Рейхлина, дополняя их данными из разных каббалистических источников. Знаменитый мистик, француз Гильом Постель (1510-1581) переводит в то время части Зоhара и “Сефер йецира” на латынь и публикует их даже прежде, чем они были напечатаны на языке оригинала. Иоганн Видманштеттер, один из наиболее преданных Каббале христиан, собирает огромную библиотеку каббалистических рукописей, до сих пор хранящуюся в Мюнхене [8].

Эта деятельность по переводу и интерпретации каббалистических текстов наложила несомненный отпечаток на интеллектуальный облик той эпохи. Каббалой интересовались многие известные религиозные и философские мыслители, стоит назвать здесь хотя бы Джордано Бруно и Томмазо Кампанеллу (см. его “Город Солнца и “Монархию Мессии”). Современные исследователи отмечают влияние каббалистических идей и образов на творчество Мишеля Монтеня и Джона Мильтона (это, правда, уже 17 век). Каббала становится неотъемлемой частью не только европейской мистики, но и европейской культуры в целом.

4. Возросший интерес к Каббале среди европейских интеллектуалов той эпохи затронул и некоторых известных евреев-философов, в частности, р. Элию дель Медиго и р. Иеhуду Мессер Леона. Будучи приверженцами аристотелианской школы, они выступили с резкой критикой Каббалы, увидев ее близость неоплатоническим и платоническим взглядам. В сущности, они считали ее явлением, чуждым иудаизму и заимствованным из греческой философии в сравнительно позднее время. Другой причиной для такой критики было все возрастающее стремление христиан использовать Каббалу в миссионерских целях. В 17 веке эти идеи развивал последователь Дель Медиго Леон да Модена [9].

В то же время, существовало и совершенно иное отношение к этому вопросу. Йоханан Аллемано, р. Ицхак и р. Иеhуда Абраванель и, особенно, Авраhам Ягель выступали сторонниками интерпретации Каббалы в платоническом духе и, исходя из тех же оснований, что и их оппоненты, утверждали древнее и аутентичное происхождение Каббалы, видя в ней источник платонизма. Особенно удивителен среди них итальянец Авраhам Ягель (1553-1623), врач, философ и естествоиспытатель, который проинтерпретировал в еврейском духе всю систему и традицию “предвечной философии”, разработанную Пико делла Мирандолой и Фичино, осуществив “иудаизацию” Зороастра, Гомера, Гермеса, Орфея, Прометея, Платона и т.д. [10]. В 17 веке сходных воззрений о древности Каббалы и ее сродстве с учением Платона, Филона и Плотина придерживался Шимон Луцатто. В целом же, можно сделать вывод о том, что и еврейские, и христианские мыслители Ренессанса видели в Каббале некую древнюю теологию, сходную с философскими течениями платонизма, аристотелизма, пифагореизма и атомизма, а по мнению евреев, являющуюся источником этих учений.

5. Таким образом, близость Каббалы к платонической мысли признавалась как критиковавшими ее, так и симпатизировавшими ей авторами эпохи Ренессанса, и можно сказать, что современные ученые лишь развили и углубили сделанные ими находки. То же самое, видимо, верно и в отношении другой важной школы античности - гностицизма. Как я уже говорил, первым автором, отметившим специфическое сходство между Каббалой и гностическими воззрениями, был, по-видимому, Корнелий Агриппа из Ноттесгейма. В своей книге De Incertitudine Scientiarum (“О недостаточности научного познания”) он писал, что именно еврейские каббалистическими суевериями вдохновлялись “офиты, гностики и еретики-валентиниане” ("Ophitae, Gnostici, et Valentiniani haeretici") [11]. Вероятно, он имел при этом в виду сходство между концепцией Шиур Кома и литературой Хехалот, которые упоминались им уже в “Оккультной философии”, и излагаемой Иринеем Лионским гностической теорией Марка об огромных размерах Божественных тел [12]. Тем самым Агриппа стал в начале целого ряда ученых, утверждавших, что теория Марка была создана под влиянием древнееврейских мистических идей, связанных с Шиур Кома (Э. бен Амозег, М.Гастер, Г. Шолем, М. Идель и др.) [13].

2. ИЗУЧЕНИЕ КАББАЛЫ В 17-18 ВВ.

1. В 17 веке центр христианской Каббалы переместился из Италии и Франции в Германию и Англию. Интерес неевреев к Каббале в эту эпоху претерпевает качественные изменения: на первый план выходят практико-магические задачи, а работа с первоисточниками перестает быть столь же актуальной, как в 16 веке. Каббалистический символизм соединяется с алхимической и астрологической традицией, что особенно заметно в трудах Генриха Кунрата, Роберта Фладда и Авраама фон Франкенберга. В их сочинениях еврейский элемент становился все слабее, его место занимали эзотерические христианские спекуляции. Эта ветвь христианской Каббалы постепенно начинает эволюционировать в сторону масонской и оккультной Каббалы 18-20 вв. [14]

2. В то же время во второй половине 17 столетия вновь вспыхивает интерес к теоретической Каббале и оригинальным текстам этой традиции. Это происходит в Англии, в кружке так называемых “кембриджских платоников”. Главными представителями этой группы были Генри Мор, Ральф Кэдворт и Джон Пордедж. С ними был связан также знаменитый голландский теософ Франциск Меркурий ван Гельмонт (1618-1699). На мой взгляд, именно в этом кругу христианская Каббала достигла своего апогея. Изучая первоисточники, в том числе и рукописные тексты лурианской традиции, недоступные для других христианских каббалистов, кембриджские платоники развивали собственное оригинальное учение, сочетавшее каббалистические концепции творения мира, сфирот, эманации светов и т.п. с идеями Платона, Пифагора и неоплатоников. Этот кружок был связан и с крупнейшим христианским каббалистом 17 века бароном Кнорром фон Розенротом из Зульцбаха (1636-1689). Именно Кнорр ф. Розенрот, изучавший Каббалу в Амстердаме у ряда известных раввинов, в том числе р. Меира Штерна, предоставил кембриджскому кружку рукописи сочинений Лурии и его последователей (прежде всего, Исраэля Саруга). По словам Г. Шолема, “в течение своей жизни он зарекомендовал себя как наиболее глубокий и мудрый христианский исследователь Каббалы”[15]. Свои изыскания он обобщил в двух томах своего главного труда “Открытая Каббала” (“Kabbala Denudata”, Зульцбах, 1677-1684), получившего исключительное влияние в мистических кругах. Здесь представлен широкий обзор первоисточников, переведенных на латынь и сопровождаемых подробными комментариями (в том числе, фрагменты “Шаарей Ора” Гикатиллы, “Пардес Риммоним” Кордоверо, “Эмек hа-мелех” Нафтали Бахараха, выдержки из “Идрот” и др. книг Зоhара). Кроме того, в этой книге опубликован латинский перевод уникального текста по каббалистической алхимии “Эш Мецареф”, ивритский оригинал которого не сохранился. По-видимому, он был написан неким анонимным евреем-каббалистом в начале 16 века в Италии. К сожалению, этот текст, открывающий крайне малоизвестную сторону каббалистической традиции, так и не был изучен академической наукой [16].

До конца 19 века “Открытая Каббала” являлась основным источником знаний о Каббале для людей, стоящих вне этой традиции. Здесь же публиковались оригинальные сочинения христианских каббалистов. Особенно интересными, на мой взгляд, являются идеи Ван Гельмонта об Адаме Кадмоне, как предвечном Иисусе христианской теологии; концепция творения мира Генриха Мора, включавшую в себя лурианское учение о цимцум и о Божественном остатке (решиму), и др. [17]

Кнорр ф. Розенрот известен также как один из самых вдохновенных религиозных поэтов Германии, и мне хотелось бы привести здесь четверостишие, которым заканчивается написанная им каббалистическая молитва “Десять Благословений”:

Теперь увенчан ты Короной, Мудростью и Знаньем,
Как Доброту и Строгость и Великолепье
должны Тебя всегда мы славить.
Принадлежат Тебе Победа, Слава,
Основание и Царство:
Твори, лепи и созидай нас право,
и вечно наполняй нас истеченьем
[18].

Стоит отметить, что в этом стихе-молитве вкратце излагается не только порядок эманации десяти сфирот, но и отражены три стадии в проявлении или создании тварного мира (macht, form und schaff = бара, йацар и аса) [19].

Кнорр ф. Розенрот и Ван Гельмонт сыграли важную роль в распространении идеи о Божественном происхождении еврейского языка, обладающего некой особой, изначальной силой, как базовый язык человечества. Этот взгляд был выражен, в частности, в сочинении Ван Гельмонта "Alphabeti vere Naturalis Hebraici brevissima Delineato” ("Краткое описание подлинного естественного алфавита евреев"), опубликованном в 1667 году. В предисловии к этой книге Кнорр даже предлагает создать Общество еврейского языка по примеру существовавших тогда многочисленных Обществ немецкого языка [20].

В значительной степени именно через книгу Кнорра произошло знакомство с Каббалой целого ряда европейских философов: Лейбница (который несколько раз специально приезжал к Кнорру для прояснения неких вопросов, связанных с Каббалой), Беркли, Шеллинга, фон Баадера - вплоть до Владимира Соловьева.

3. Появление книги Кнорра фон Розенрота дало новый толчок исследованию Каббалы со стороны христианских ученых. В 18 веке появился целый ряд научных работ на эту тему (Иоганн Буддеус, И.К.Шрамм, И.Клейкер и др.); характерно, что во всех этих трудах Каббала рассматривается как явление, внутренне чуждое иудаизму и заимствованное из христианских, греческих или персидских источников. В еврейской среде в это время появляются резко критические выступления в адрес каббалистического учения, что было связано с разрушительными последствиями саббатианства и франкизма. Здесь стоит отметить прежде всего полемические сочинения р. Яакова Эмдена.

Значительный вклад в изучение еврейской мистики внес Соломон Маймон – ревностный сторонник Каббалы в юности и философ кантианского толка в зрелые годы. Усматривая в ней некий тип еврейской науки, он считал, что она претерпела вырождение в результате своей склонности обнаруживать аналогии где бы то ни было, становясь "искусством безумия, упорядоченного методом" или "систематической наукой, покоящейся на самомнении". Однако, в сущности, в своих попытках "разгадать" тайны Каббалы в терминах философии, Маймон следует по стопам христианских каббалистов Ренессанса [21].

4. В качестве некоего обобщения можно сказать, что в 18 веке традиция христианской Каббалы практически исчезает (за редкими исключениями), а преемниками ее наследия становятся два, условно говоря, “направления”. Первое из них - это так называемая “оккультная Каббала”, зародившаяся во второй половине 18 века в некоторых школах немецкого масонства (“Азиатские братья” и др.), немецком “новом” розенкрейцерстве, а также таких группах, как, например, “Школа избранных коэнов” Мартинеца де Пасхалиса. Вопрос о непосредственном каббалистическом влиянии на эти группы весьма неясен, однако, по моему мнению, оно было достаточно значительным. В дальнейшем эта традиция развивалась такими оккультистами, как Фабр де Оливье, Элифас Леви, Елена Блаватская и достигла своего апогея в английском Герметическом Ордене Золотой Зари [22]. Учение этой традиции - тема столь специфическая, что не может быть рассмотрена в рамках данной работы.

Вторым направлением является еврейская наука 19 века.

3. ЕВРЕЙСКАЯ НАУКА 19 ВЕКА И КАББАЛА

1. В конце 18 - начале 19 века возникает так называемый академический интерес к иудаизму в целом и к еврейской мистике - в частности. Следует подчеркнуть тот факт, что взгляды на Каббалу у еврейских ученых школы Wissenschaft des Judentums во многом опираются на концепции именно христианской Каббалы прошлых веков, во-первых, в своих симпатиях к еврейской мистике, а во-вторых – в отношении к вопросу о ее происхождении. Уже один из первых представителей этой школы Нафтали Крохмаль утверждал, что Каббала - это древнее восточное учение, имеющее сходство с неоплатонизмом и гностицизмом.

2. Одним из основоположников научного изучения Каббалы был Михаэль Ландауэр. Однако его вклад касался вовсе не только истории. Его подход можно назвать скорее феноменологическим, чем историческим. Как сторонник и знаток идеалистической философии, Ландауэр впитал в себя некоторые каббалистические элементы, проникшие в нее через христианскую Каббалу (прежде всего - Кнорра фон Розенрота) и швабских пиетистов. Именно этим можно объяснить его настойчивое сопоставление еврейской мистики с неоплатонической философией, а также предпринятый им гигантский труд по символическому толкованию Библии с использованием каббалистической образной системы и методов.

3. Первой крупной работой, рассматривающей Каббалу с филологической, сравнительно-исторической и концептуальной позиции, была книга Адольфа Франка “Каббала, религиозная философия евреев” [23], определившая представление о еврейской мистике в Европе на целое столетие, вплоть до появления трудов Шолема. Франк также обнаруживает сильное влияние идей христианской Каббалы; в сущности, он и начинает свою книгу с изложения истории этого, казалось бы, не имеющего прямого отношения к собственно еврейской мистике, учения, тем самым указывая на своих предшественников. Вкратце основные положения Франка касательно происхождения Каббалы можно изложить так: Каббала - древнее учение, предшествующее Александрийской философской школе и христианству; наиболее важные концепции Каббалы исходят от зороастрийцев (халдеев и персов); в то же время, Франк считает Каббалу подлинным средоточием еврейской религиозной жизни:

"Мы никоим образом не можем рассматривать Каббалу как некий изолированный факт, случайный для иудаизма; напротив, это его сердце и душа. Ибо если Талмуд охватывает все то, что касается внешней практики и соблюдения Закона, Каббала оставляет за собой область умозрения и самые глобальные и трудные проблемы естественного и Богооткровенного богословия. Кроме того, она способна поднять благочестие людей, проявляя неизменное уважение к их грубым верованиям и научая их пониманию того, что вся их вера и религия покоится на возвышенной тайне" [24].

4. Такая позиция стала преобладающей не только в еврейской науке 19 века, она во многом сходна и с отношением крупнейшего исследователя Каббалы века 20-го, Гершома Шолема. Подобный взгляд разделял и современник Франка, крупный знаток еврейской и арабской философии, Соломон Мунк, писавший, в том числе, о влиянии доктрин древнееврейской мистики на неоплатонизм и гностицизм, - доктрин, ставших впоследствии составной частью Каббалы.

В то же время нельзя не отметить и иной тенденции в еврейской науке того времени. Ряд крупных еврейских ученых, в том числе такие исследователи Каббалы, как Адольф Еллинек и Соломон Луцатто, критиковали позицию Франка и утверждали, что “сердцем” и “средоточием внутренней жизни” иудаизма еврейская мистика была лишь в период между возвращением из Вавилонского плена и завершением Талмуда. Отметим, что, с одной стороны, таковой была и позиция христианских ученых, утверждавших, что после воплощения Христа иудейская религия утратила свои внутренние основания. В то же время, как признается сам Луцатто, такая реакция носила не столько академическую, сколько религиозную и культурную направленность и была вызвана негативными последствиями саббатианства и неприятием хасидизма. Отрицательное отношение к Каббале у таких крупных ученых, как Генрих Грец, Мориц Штайншнайдер и Соломон Рубин также может быть связано с их реакцией на восточноевропейский хасидизм.

Однако в целом отношение еврейских ученых к Каббале в 19 веке можно охарактеризовать как положительное, хотя и достаточно пристрастное. В особенности это касается ранней испанской Каббалы. Враждебно настроенные в отношении саббатианства и хасидизма, критикуя каббалистические элементы в этих учениях, они противопоставляли старую Каббалу этим движениям, утверждая, что она являлась истинным мистическим центром иудаизма, а последние - его профанацией.

5. Отметим, что в этом веке были примеры и более глубокого, неполемического отношения к Каббале со стороны людей, изучавших ее не как некое постороннее учение, но как источник личной инспирации. Здесь можно назвать прежде всего еврея-католика и масона Франца Иосифа Молитора (1779-1861) - последнего представителя традиции христианской Каббалы. В течение нескольких десятков лет он изучал каббалистическое учение, прежде всего Зоhар и комментарии к нему. Он был автором знаменитой многотомной “Философии истории”, в которой говорится о Каббале, Божественном откровении и соотношении между язычеством, христианством и иудаизмом. В последнем, 4-м томе этой книги проводится сопоставление еврейской и христианской мистики и делается вывод, что Каббала превосходит мистику христиан, которая является лишь ее затемненным вариантом. Шолем пишет, что “Молитор проявил исключительно точное восприятие каббалистического учения и своей интуицией намного глубже проник в мир Каббалы, чем большинство еврейских ученых того времени” [25]. Отметим, что, по мнению Моше Иделя, именно взгляды Молитора оказали на значимое влияние на Гершома Шолема [26], а через него - на все последующее развитие науки о еврейской мистике в 20 веке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы видим, что восприятие Каббалы не-каббалистами на протяжении веков было опосредовано постоянным сравнением с более знакомыми им концепциями и идеями. Именно этим объясняется их интерес к периферийным для самих каббалистов вопросам о “происхождении” Каббалы и различных внешних влияниях на нее. В то же время, христианские каббалисты внесли значительный и до сих пор не оцененный вклад в духовную культуру Европы последних веков. В частности, эти идеи оказались очень важны и для еврейской науки о Каббале. К сожалению, очень слабо изучен как сам феномен христианской Каббалы, так и вопрос о собственно еврейских источниках и о его обратном влиянии на еврейскую мистику. Уникальный пример межкультурного и межконфессионального взаимодействия, который дает нам христианская Каббала, на мой взгляд, может позволить нам по-новому взглянуть на многие аспекты таких проблем, как “фатальная заинтересованность” христианства в иудаизме, феномен ряда специфических христианских сект (т. наз. “иудействующих”), единство мистического опыта, традиционализм и “предвечная философия”, и т.д. Все это - предмет будущих исследований.

http://www.jewish-heritage.org/jr2a4r.htm

s2f5hg 5t7h8 1128


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB


Подписаться на рассылку
"Вознесение"
|
Рассылки Subscribe.Ru
Галактика
Подписаться письмом